gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000006.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

К истории берестяных ремёсел. Автор Шутихин А.В. г. Котлас

Публикации - Статьи

Автор статьи: Шутихин А.В., г.Котлас, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Традиционные изделия из коры берёзы - бересты смело можно отнести " к древнейшему способу первобытного использования дерева" .
Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.

Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. Эпоха мезолита в далеком прошлом (6-8 тыс. лет до н. э.) явилась временем повсеместного освоения человеком северных территорий. К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища. Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из трап или камыша матами... На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Как видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания.

Береста использовалась при захоронении человека. На поселении Берендеево, что находится недалеко от Переславля, археологи нашли интересное погребение, относящееся к 3 тыс. до н. э. Древний человек был захоронен, завернутым в бересту, точнее в широком берестяном цилиндре из 3-х слоев. В курганном погребении, раскопанном на Соловецких островах в 1985 г. А. Мартыновым был похоронен мужчина на овальном каменном ложе под грудой камней в необычном положении: на левом боку с согнутыми в коленях ногами , обёрнутими , как и другие части тела ( голова, руки, туловище ) , берестой. Захоронение относится к 12-13 вв.

Раскопки в древнем Новгороде принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью. Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь. Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. Доктор исторических наук Б. Колчин опубликовал изображения этих изделий. Академик Б. А. Рыбаков описал орнаменты, которыми покрывались берестяные изделия. "Емкости для пищевых продуктов (туеса, коробьи) в древнем Новгороде орнаментировались архаичными символами плодородия в виде ромбов и квадратов "засеянного поля", зачастую в сложной переработке. Другим элементом была плетенка. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина: центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов). Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты".
В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.
В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описывая Московское государство: "...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на дом не потратят ни одного гвоздя, они покрывают эти дома досками, а всего лучше корой березы...". В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.
Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.
Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты. Не могу утверждать, что крестьяне носили берестяные пиджаки, но ступни и болотные сапоги имели широкое распространение.
Прочно вошла береста в "мир детства" в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.

Ни одна телега, ни одни сапоги и конская упряжь не обходились без дегтя. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе. Запах дегтя известен многим, ихтиоловая мазь содержит березовый деготь. Деготь обладает лечебным, противовоспалительным действием

Использовалась береста и для изготовления средств передвижения по воде. Были ли на Руси берестяные лодки? Несомненно – да. Археологические раскопки не приносили до сих пор находок ,которые указывали-бы на существование такой лодки в бассейне Северной Двины ,Вычегды , Печоры. Но есть упоминания о них в документах и до последнего времени существовали они у коренных народов Сибири: эвенков, якутов, нанайцев, ульчей, негидальцев и др. Эти лодки бытовали по рекам: Олекма, Витим, Лена, Амур и других. Могли быть они и на Вычегде, Печоре и Двине. Сюмодпыж – берестяная лодка была по мнению Жеребцова Л.В. древнейшим средством передвижения по воде у народа коми.
В таможенных книгах Московского государства XVII века упоминаются «берещаные каюки», пришедшие с Вычегды или Печоры с товаром в Великий Устюг, Сольвычегодск . Берещаные – значит сделанные из бересты. Каюк – распространенное название речного грузового судна на Руси и в Сибири. У народности чулымцы каюком называли именно берестяную лодку. Берестяные каюки с Печоры, их больше всего упоминают в таможенных книгах, были большой вместимости. Осначих то есть гребцов на судне было от 3 до 6 человек. Плюс ещё груз. По всей вероятности – пушнина.
Как же они строились и выглядели, эти древние суда наших предков первопроходцев, купцов, промышленников?
Наблюдая традиционные изделия из бересты коренных народов Северной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки, нельзя не заметить поразительного сходства технологий их изготовления.
В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было.
Также было и у нас ,только в более древние времена, во времена освоения русскими промышленниками Урала и Сибири. Предприимчивые купцы скупали на только пушнину у местных аборигенных народов, но и средство передвижения по воде – лодку. Самой легкой по изготовлению была берестяная лодка. И что не маловажно для купца – дёшева. Её использовали только для сплава вниз по течению. А после прибытия к местам ярмарок её продавали за дёшево или просто бросали за ненадобностью. Думаю, что после долго перехода лодка требовала и ремонта.
Аборигенные народы в древности и до современности в совершенстве владели технологией изготовления берестяной каркасной лодки. Каркасные лодки обтянутые берестой бытовали по всей Сибири. По форме концов различаются варианты: приенисейский, ленский, амурский.
Приенисейский вариант. Берестянка с острыми и выступающими в верхней части носом и кормой.
Р а с п р о с т р а н е н и е. Преобладает у западных и южных групп эвенков (исключая сымских) по Нижней и Подкаменной Тунгускам, Олекме и Витиму, у якутов (по pp. Олекма и Витим).
Ленский вариант. Берестянка с выступающим днищем.
Р а с п р о с т р а н е н и е. Преобладает у эвенков и якутов, живущих по Витиму, Олекме, Вилюю и другим рекам восточнее Лены.
Амурский вариант. Берестянка с фигурно загнутыми концами.
Р а с п р о с т р а н е н и е. Повсеместно распространена у нанайцев, ульчей, негидальцев и амурских эвенков.
В южных районах Якутии большое распространение имела берестянка, называемая якутами чаще термином туос тыы (берестяной челнок) или тонгус тыыта (тунгусский челнок). Ульчи звали берестянку -заи. По-нанайски она звалась - джаи, русские называли её - "оморочек". Негидальцы звали – омочин, алкагда. Исследователь типов лодок Сибири В.В. Антронова указывает на то, что у народа манси до18 века бытовала берестяная лодка.
Она была быстроходна на воде, могла подниматься против течения , достаточно прочна и легка при переноске на волоках. Материал для их изготовления (берёза, сосна, ель) рос по берегам рек в достатке. В зависимости от характера реки и цели использования их строили разных размеров и форм, но неизменной была технология сборки. Берестяные пласты сшивались корнем сосны , швы замазывались смесью смолы хвойных деревьев и жира. Шпангоуты и стрингера делались из веток сосны , ели, ивы. Могли также делаться из расщеплённой древесины. Такая технология позволяла делать довольно большие по размеру судна. Для охоты и рыболовства делались лодки на одного человека, длина их редко превышала 4 м. Лишь в некоторых районах ими пользовались и для перевозки грузов, тогда они делались больших размеров. Есть свидетельства, что большие каноэ «для торговли мехом» американских индейцев достигали длины 11-12 метров, вмещали 3 тонны пушнины и 12 гребцов. Исследователь типов лодок Сибири В.В.Антронова указывает на то, что у народа манси до18 века бытовали берестяные лодки.
В наше время в США и Канаде очень популярны туристические походы на берестяных каноэ, сделанных как в прежние времена. Желающие могут пройти курсы по обучению традиционной технологии строительства каноэ. Замечу, что она делается с помощью простейших инструментов: топора, ножа и шила. В Интернете можно найти добрый десяток сайтов со множеством фотографий и пояснений, как делать берестяную лодку. Очень хорошее пособие для тех, кто захочет реконструировать древнейшую лодку Северо-Двинского бассейна.

1    Н.Н. Соболев. Русская народная резьба по дереву. М-Л., Академия ,1934 г.

2  С.В.Ошибкина. Каменный век в Каргополье.Сборник трудов Каргополь 1996г. Стр. 26-28.

  А.Мартынов . Соловки задолго до монастыря. Памятники Архангельского Севера. Арх-ск. 1991г. стр. 21.

4   Б.А. Рыбаков.  Язычество Древней Руси. Москва. 1988г. Стр.503.

5  Жеребцов Л.Н. Историко- культурные взаимоотношения Коми с соседними народами. Наука. Москва.1982г.

6   Таможенная книга  г. Сольвычегодска отменнёных пошлин 1655-1656 годов.  « Сентября в 3 день от г. Архангельска пермячи в берещаном каюке. Взято с каючка 5 алтын и ещё с 4-х осначих».

  В.В.Антронова. Лодки. http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ethno


Александр Шутихин.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта