gototopgototop

Берестяной туес на картинах М.В.Нестерова. Статья А.В. Шутихина, г.Котлас.

Публикации - Статьи

Святая Русь. Нестеров М.В.

Статья А.В. Шутихина, г.Котлас, Архангельской обл.

        Михаил Васильевич Нестеров был одним из крупнейших и интереснейших русских художников конца XIX и начала XX веков.
        Нестеров умело показывал на своих картинах русскую природу, раскрывал русский характер. Его живопись вся исключительно поэтична, музыкальна и символична. Собирательный образ народа дан в его картинах.

        В 1928 году Нестеров написал свой портрет, где запечатлел себя в процессе работы. Белая блуза и всего один посторонний предмет на картине подчеркивают преданность и самозабвенное служение искусству. Близкий друг художника и его биограф – С.Н.Дурилин так пишет об этой картине: «Испытующий взор – точно сталью – пронзает новый холст, пахнущий красками. Сбоку под левой рукой, на столике стоит большой лубяной туес (кузовок), раскрашенный пестрыми цветочками; туес этот, привезённый Нестеровым из Соловков, нераз появлялся на его картинах и много послужил ему при работе».(1) На многих картинах художника запечатлен этот берестяной туес с характерной верхне-уфтюжской росписью.(2)
        На Соловки художник совершил поездку в июле 1901 г. Эта поездка во многом повлияла на его творчество.
В первоначальном эскизе 1900 года картины «Святая Русь», хранящейся в Третьяковской галерее, встреча Христа с Русью происходила в тихий летний день.(3) Эскиз не содержал подробностей одежды богомольцев. Не было и туеса на земле у ног крестьянина, склонившегося перед Иисусом Христом. После поездки на Соловки, где впервые художник увидел русский Север, он перешел в картине, по свидетельству С.Дурилина, к зимнему пейзажу и наполнил картину деталями, типичными для поморов. Это самоедская меховая шапка с наушниками, варежки с северным орнаментом, туес с яркой верхне- уфтюжской росписью. Туеса эти были широко распространены по Северу. С реки Уфтюги отправлялись они на ярмарки и рынки Архангельска, Вологды, Сольвычегодска и Великого Устюга. (4)
        Вместе с эскизами и впечатлениями привез из поездки на Север Нестеров и туес. В своих «Воспоминаниях» впоследствии он вспоминал капитана парохода «Св. Николай» «молодого, красивого монаха», помора «в подряснике из синей крашенины». «Этюд, написанный с него, вошел потом в «Святую Русь». «Попало ко мне и еще несколько лиц более и менее примечательных. Они вошли в другие картины. Двое из них стоят – мечтают – в «Мечтателях (Белая ночь на Соловецком)». Кое-кто попал в большую картину «Душа народа». Стены обительские, соловецкие пейзажи также вошли в свое время в мои картины. »(5)
        Туес с верхне – уфтюжской росписью в сказочной картине «Лисичка» (1914г. Третьяковская галерея) расположен рядом с тремя «божими людьми старцами». Мотив этот был буквально увиден художником на Рапирной горе Соловецкого острова. (6)
        Также мы видим туес на картине «Озеро» (1929г.) среди женщин-монахинь.
        Программным произведением Нестерова считают картину «На Руси» («Душа народа», «Христиане» 1916г. Третьяковская галерея). На полотне впереди многочисленного народа идет светловолосый мальчик с котомкой за спиной и ярким туеском в руке. Он чист душой. Позади его- христиане с иконой Спаса Нерукотворного - разных эпох и различного общественного положения. Тут и русский царь в одеянии XVII века, и полуголый юродивый, монахи и военные, писатели Достоевский и Толстой. Все идут своим путем к Богу и мальчик тоже. «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное». Эту мысль выразил художник в картине.
Многие картины Нестерова имеют символичное содержание. Появление на них каждый раз берестяного туеса не случайно. Не только в утилитарных целях на Руси он использовался. Имел он иногда и ритуальную функцию – зачастую к святым источникам шли паломники с туесками. Считалось, что святую воду – христианский символ очищения и духовной чистоты нужно было принести в дом и хранить в берестяном туесе.
В картинах Нестерова туес символизировал чистоту. Художник располагал его рядом с теми персонажами, чистоту человеческой души которых он хотел подчеркнуть.

(1) С.Дурилин. Нестеров в жизни и творчестве. М. Молодая гвардия, 1976. Стр. 333. Серия ЖЗЛ
(2) Верхне-уфтюжская роспись – роспись на берестяных туесах. Промысел был широко развит в XIX веке на реке Верхняя Уфтюга (территория современного Красноборского района Архангельской области).
(3) М.В.Нестеров. Воспоминания. М. Советский художник. 1989г. Стр. 200, илл. 64
(4) Работнова И.П. Народное искусство Архангельской области. Сборник трудов НИИХП. Выпуск 1. М. 1962.
(5) Нестеров М.В. Воспоминания. М. Советский художник. 1989г. Стр. 282
(6) Нестеров М.В. Воспоминания. М. Советский художник. 1989г. Стр. 282