gototopgototop

Новгородские мастера. Владимир Ярыш. К 20-летию студии «Новгородская береста»

События - 2013 год

23 Февраля 2013г. 03:37

Источник: http://vnnews.ru/peoples/30285-novgorodskie-mastera-vladimir-yarish.html

Новгородские мастера. Владимир Ярыш. К 20-летию студии «Новгородская береста»

В Детском музейном центре в Кремле открылась выставка «Мир новгородской бересты». Она посвящена 20-летию студии «Новгородская береста», которую основал и ведёт Народный мастер России Владимир Ярыш.

В экспозиции представлено более 300 работ Владимира Ивановича и его учеников, в витринах - подарки, полученные мастером от зарубежных коллег (обратите внимание на шкатулку, инкрустированную иглами дикобраза!), много великолепных детских игрушек и современных берестяных изделий, полезных в быту.

Выставка будет работать до 17 марта ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов. Экскурсии проводят в 12 часов по субботам и воскресеньям. Посещение выставки для семей с детьми – бесплатно, по пригласительным билетам, которые можно получить в музее. Телефон для справок: 77-40-54.

А «Ваши новости», разумеется, мимо такой даты пройти не смогли и побывали не только на выставке, но и на занятии в студии «Новгородская береста, где побеседовали с мастером.

 

Владимира Ивановича Ярыша называют основоположником школы новгородского берестоплетения. В советское время навыки изготовления изделий из бересты сохранялись только в деревнях и сёлах, в городах негде было научиться этому старинному ремеслу. Но за 20 лет работы студии «Новгородская береста» более 300 горожан освоили эту профессию (а скольких они в свою очередь обучили – сосчитать невозможно). Девять мастеров были удостоены звания Народный мастер России, трое приняты в Союз художников России...

- Владимир Иванович, что стало причиной вашего интереса к бересте? Многие помнят Вас с гуслями, знают о Ваших экспедициях в Мошенской, Маловишерский, Боровичский, Хвойнинский и другие районы, где Вы находили людей, некогда игравших на этом инструменте. Вы дарили им гусли и они, как знаменитая Марфа Петровна Степанова из села Мошенское, вспоминали, как раньше играли, делились репертуаром и рассказами о тех временах, когда гусли постоянно звучали на посиделках. И вдруг… береста?

- Да, но как давно это было! Дело в том, что по профессии я музыкант, окончил Ленинградский Институт культуры имени Крупской. В Новгород приехал по распределению в качестве преподавателя по классу баяна в Областном училище культуры.

Случилось так, что мастер Юрий Гаврилович Степанов подарил мне на день рождения маленькое берестяное изделие. Мне оно очень понравилось, и я попросил мастера показать мне, как оно делается. Это было в марте, с нетерпением ждал мая, когда можно заготавливать материал. Он два-три раза показывал мне различные приёмы плетения, чтобы я мог тренироваться, и это, пожалуй, вся моя «школа» того времени. Лет десять я занимался самостоятельно, привнося в ремесло нечто своё. Изучал в фондах музея предметы, сделанные из бересты, но больше всего нравилось изобретать собственные.

Перейдя на работу в Областной Дом народного творчества, стал ездить в этнографические экспедиции. С лёгкой руки Василия Степановича Булыгина, познакомился с Владимиром Ивановичем Поветкиным. Так начался мой «гусельный» период жизни.

В это время Владимир Иванович уже давно уже занимался реконструкцией археологических образцов древненовгородских гуслей, и ему требовались подтверждения его этнографических теорий. Он охотно присоединился к нам и вскоре мы совершили шесть прекрасных поездок в районы области. Это было в 1990 и 1991 годах. Я столько нового узнал, так увлёкся гусельной традицией, что в скором времени стал делать инструменты и сам, сделал более десятка гуслей, поскольку инструментов в деревнях почти не сохранилось. Мои гусли до сих пор живы: часть хранится в коллекциях известных собирателей, одни даже в Германии. Ими до сих пор пользуются участники фольклорных ансамблей - Надежда Боброва из Хвойной, Людмила Прокофьева из Мошенского, Марина Бурьяк из Новгорода.

- Интересно, а Вы в те годы носили, как Поветкин, русскую одежду?

- Нет, меня это тогда не привлекало, но Поветкин, верно, всегда ходил в русском костюме, который на нём смотрелся великолепно. Сейчас я тоже свободно чувствую себя в русской рубахе, но это пришло ко мне гораздо позже.

Гусли - гуслями, но бересту я никогда не бросал.

Однажды по работе случилась поездка в Ригу. Там я познакомился с местной студией «Тинэ», их деятельность меня так вдохновила, что я взял командировку и поехал туда ещё раз, уже на целую неделю с единственной целью – изучить их опыт. До сих пор дружу с этими мастерами! Это было в 1992 году.

По возвращении домой мне предложили создать творческую лабораторию по художественной обработке бересты, чем я с удовольствием и занялся. Через год появилась наша студия, которую я сразу же назвал «Новгородская береста».

Через три года со всем коллективом мы перешли во Дворец культуры профсоюзов и здесь, во Дворце культуры и молодёжи «Город», как сейчас он называется, мы занимаемся берестой до сих пор.

- Можно узнать, почему вы оставили Дом народного творчества?

- Просто разошлись с начальством во взглядах на то, как должна работать студия, ведь тогда в городе ещё не было подобных коллективов, да и в стране их было по пальцам пересчитать – процесс студийного строительства только начинался.

И вот мы уже 17 лет занимаемся здесь. У нас во Дворце главный показатель - стабильный, хорошо работающий коллектив, и мы стремимся выдерживать этот уровень: организуем выставки, принимаем участие в мероприятиях Дворца, города и области, участвуем во многих международных проектах. Здесь есть запас «свободы» так необходимый творческому коллективу. Занятия проходят по вечерам, а дневное время я часто посвящаю изучению различных ремёсел, личному творчеству, провожу консультации для студийцев, студентов и всех желающих.

Кстати, здесь скоро будет ремонт и у нас в помещении будет более комфортная остановка.

- Сам Леонардо да Винчи утверждал: «Никогда не раскрывай своих секретов, и ты всегда будешь первым!». Но Вы, в отличие от других мастеров, желаете делиться, обучать, растить мастеров, а не конкурировать с ними.

- Здесь всё просто. Мастера часто жалуются, что покупатель цены не даёт за их товар, что он не знает, сколько труда вложено в каждое изделие. Но, с другой стороны, этот же мастер не желает обучать других, не хочет делиться секретами. Моя точка зрения иная: обучая людей, мастер, прежде всего, порождает качественного потребителя своего же продукта: за 20 лет через нашу студию прошло более 300 человек, но задержались в ремесле не более 30-40. Для остальных ведь наши занятия тоже не прошли даром – они узнали, насколько сложен творческий труд, и они-то всегда потом дадут нужную цену, когда захотят приобрести продукт художественного ручного труда.

А я по своей природе просто не могу не делиться накопленным опытом, не могу не преподавать! Сам процесс обучения мне нравится: люблю, когда вокруг меня люди и учатся моему ремеслу. Очевидно, это потомственное - мама была преподавателем русского языка и литературы.

Двадцать лет назад, когда зарождалась моя студия, я не ставил никаких задач – мы просто занимались любимым делом. Но постепенно это увлечение переросло в серьёзные научные интересы, и вот недавно мне удалось обобщить накопленный педагогический опыт в диссертационном исследовании, которое с большой охотой поддержал профессор НовГУ Александр Васильевич Моторин – руководитель этого моего проекта.

Я давно занимаюсь и изучением берестяного ремесла как части традиционной народной культуры и опубликовал более десятка статей на эту тему. Ими сейчас пользуются мои студийцы и студенты.

Я всегда говорю: «Береста – это хобби. Моё призвание - педагогика».

- Что главное в обучении плетению из бересты и нужны ли особые способности? Как Вы отбираете учеников?

- Каждый человек в той или иной степени предрасположен к художественному ручному труду. Это идёт с тех времён, когда много тысячелетий человек всё для себя делал сам, а в позднейшие времена – несколько столетий в крестьянстве – тоже люди делали всё для себя сами: и дом строили, и домашнюю утварь ладили. Всё это сказывается у современных горожан, и очень многие сейчас хотят заниматься традиционными народными ремёслами. Поэтому никаких особых способностей для занятий ремёслами не требуется: если человек пришёл, то первоначальная мотивация у него уже состоялась и он всё равно что-то сделает и порадуется этому. И не важно, каким ремеслом он занимается.

Набираем в студию очень просто: размещаем объявление в городской газете, и люди приходят. Самые разные.

- Будете ли Вы писать книгу о берестяном ремесле на русском языке?

- Буду. Материала вполне достаточно, ведь прежде американской я собирался издавать книгу именно на русском. И приехали представители издательства из Москвы, забрали рукопись. Потом выдвинули такие требования, что я тут же отказался от этой затеи. У нас пока ещё нет традиции издания приличных книг о ремёслах, и издательства не слушают мастеров-практиков, диктуя им свою волю. Но мои тогдашние усилия не пропали даром. В этот же период мне предложили издать книгу в Америке. Я очень удивился этому. Но, как пояснил  будущий издатель книги Джим Вайдес, он уже 30 лет продает книги по различным ремёслам, но ни разу не встретил книги о плетении из ленточных полос, а береста как раз технически предполагает такую технику. Долго не колебался, да и мои американские друзья подбодрили. На подготовку и издание книги ушло почти 10 лет! В Америку ведь не наездишься. Вот теперь пришло время для работы над русской книгой на эту же тему.

- Расскажите, как Вы начали ездить за океан? Кто первый пригласил Вас? Кого Вы там обучаете?

- Лет 12-13 назад принимал участие в программе на новгородском телевидении. Во время прямого эфира одна женщина позвонила в редакцию и спросила: «Почему вы всё время Ярыша посылаете в Америку – пошлите хоть раз и меня!» Вопрос показался мне не то что странным, но каким-то задиристым и совершенно не отражающим суть дела. Ответил приблизительно так: «Любой может поехать в Америку вместо меня хоть завтра, и Вы тоже можете, но для этого, прежде всего, надо будет выучить английский язык, а, во-вторых, в ремесле добиться такого успеха, чтобы вас те же американцы заметили и пригласили». Это действительно так, и надо отвечать определённым требованиям, обладать некоторыми навыками, чтобы ездить обучать людей в других странах.

инкрустрация иглами дикообразаЯ никогда не думал об Америке, и не предполагал, что когда-то меня смогут туда пригласить, но получилось очень просто: английским языком давно увлекаюсь, выучил его самостоятельно.  Это было за 25 лет до моей первой поездки за рубеж, которая случилась по инициативе бывшей заведующей 1-й детской поликлиникой в Новгороде Татьяны Михайловны Соловьёвой. Она предложила мне поехать в составе творческой группы на Международный детский фестиваль в пригороде Вашингтона. Но сказала, что деньги на билет я должен буду раздобыть сам. Я, конечно, отказался сразу, так как 750 долларов мне было взять не откуда при тогдашней средней зарплате в 15-20 долларов в месяц. Был подавлен, не знал, что делать. Но через пару дней вернулось ко мне присутствие духа, и я решился - стал собирать деньги по друзьям и знакомым, в итоге на дорогу наскрёб.

За океаном мой английский меня не подвёл: переводчика не потребовалось, заговорил как-то сразу и вполне уверенно. Поездка оказалась удивительно интересной. Мастера американские мной заинтересовались и предложили серию мастер-классов. Так через пару лет я вновь попал в Америку на крупнейший фестиваль по плетению в Мичигане. Мне, к тому же, посчастливилось занять первое место в выставочном конкурсном показе в одной из номинаций. Никак не ожидал всего этого. Так вот вторая поездка получилась не менее успешной, чем первая. Потом были и другие поездки в Америку, пока дело не дошло до публикации книги. Я очень рад, что удалось этот проект с книгой завершить: ведь этим изданием мы поставляем элементы нашей культуры в мировое сообщество.

- Вы побывали уже во многих странах, где Вам больше всего понравилось?

Рига- Понравилось в Тайване, в Швеции, где мне удалось поработать в 19-ти музеях по изучению берестяного ремесла. Но вот радует меня проект последних двух лет в Тартуском университете в Эстонии. Всё началось с моего участия в Ганзейских днях в Пярну в 2010-м году, когда подошёл ко мне моложавый мужчина и попросил поучить его плетению. На следующий день пришёл вновь и сплёл ещё одно изделие. На третий день он пришел не один, с ним были представительницы Тартуского университета, которые хотели пригласить меня для обучения студентов и преподавателей. Выяснилось, что в Эстонском национальном музее хранится более 500 крестьянских работ из бересты, но при этом в стране не осталось ни одного мастера. В Тартуском университете (в Академии культуры университета в Вильянди) есть специальный факультет, где готовят специалистов по традиционным народным ремёслам.

ТартуВот они и собираются начать работу по возрождению берестяного ремесла. Для этого им потребовался специалист, а этот мужчина не только учился у меня, но и тестировал мои умения и навыки на предмет педагогической практики в Тарту. Так я попал в один из старейших университетов в Балтийских странах и в результате получился отличный многолетний проект. В прошлом году, например, у меня было уже два мастер-класса – для начинающих и для продвинутых обучающихся. Приехали три человека даже из Финляндии – узнали о наших занятиях через интернет. Никогда бы не подумал, что могу стать у руля возрождения утерянной традиции в целой республике.

- Вы хорошо рассказываете о заграничных поездках, но обучают ли этому ремеслу в районах нашей области? Еcть ли яркие мастера?

- Уже говорил Вам, что через студию за эти годы прошло более 300 человек. Одна четвёртая этого количества – мастера из нашей области, и многие успешно работают. На протяжении 10 лет я дважды в год проводил недельные семинары для мастеров из районов нашей области. Всё, кто хотел, приезжали. Но ведь есть ещё и студенты областного колледжа искусств имени Рахманинова, студенты Новгородского университета. Это огромный потенциал Новгородской области. Наша студия – небольшая творческая и немного научная лаборатория! Много лет назад целый год раз в неделю ездил в Шимск, где обучал группу людей. Впоследствии появился хороший коллектив под руководством Лидии Викторовны Павловой. Коллективу потом присвоили звание «народный», они и по сей день работают. Спасибо большое за это заведующей отделом культуры Шимской администрации Ольге Александровне Новожиловой! Так что Новгородская область не обижена нашим вниманием.

- В заключение хотелось бы спросить Вас о прекрасных изделиях на выставке. Кто-то в вашей студии выполняет заказы на такие изделия? Мне очень понравились детские игрушки, я бы такого берестяного коника внучке подарила, а то в магазинах всё китайские игрушки…

- Мы постоянно принимаем участие в городских и областных мероприятиях. Видно нас было и на юбилее Великого Новгорода, и на Ганзейских днях. Наше место дислокации – недалеко от церкви Параскевы Пятницы. Привозим небольшую выставку, обучаем посетителей праздников и, конечно же, продаём изделия. Поэтому нет ничего сложного в отношениях наших мастеров и покупателей: каждый может прийти в студию и поговорить с понравившимся ему мастером, попросить его что-то изготовить, договориться о сроках. Сам же я редко делаю что-то на заказ – совершенно нет времени на это, но хорошая выставка всегда стимулирует меня, подталкивает к новым творческим проектам.

Мы рады, что своё 20-летие отмечаем такой замечательной выставкой, которая получилась благодаря усилиям и сотрудников Новгородского музея-заповедника!

Фото: Татьяна Яковенко, Светлана Пахомова и из личного архива мастера

Новгородская область шимский район п шимск