gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000058.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Кузовок для сбора ягод. Автор Гусев Евгений Александрович г. Лысково Нижегородская область

Технологии - Мастер-классы

Кузовок для сбора ягод



Автор Гусев Евгений Александрович г. Лысково Нижегородская область

Кузовок (набирка, набируха и др.) – старинный крестьянский предмет домашнего обихода, предназначенный для сбора дикорастущих и садовых ягод. Особенно он удобен для мягких плодов, которые в кузовке абсолютно не мнутся и не выпускают ценный, питательный сок, а остаются целыми и свежими, как только что сорванные с куста, сохраняя весь свой витаминный состав длительный период времени. Это небольшая емкость объемом обычно на 2 – 2,5 литра используется, как правило, для порционного наполнения с последующим освобождением содержимого в более объемную тару. Возможно изготовление кузовков и большего объема, но практика показывает, что наполненный он тяжел и неудобен, а бечева, на которой висит, режет шею сборщика.
Я формирую кузовок из прямоугольного пласта бересты шириной 25 – 28 см, а длину подбираю таким образом, чтобы впоследствии сшитый цилиндр имел диаметр 12 – 14 см. Пласт очищаю от наружного белого мелового слоя, довожу толщину бересты до 1,2 -1,5 мм и убираю грубые наросты (мучилды) с белой поверхности, если таковые имеются. Бересту сворачиваю белой стороной внутрь так, чтобы получился цилиндр с нахлестом краев друг на друга в пределах 1,5 – 2,0 см, с торцов зажимаю сильными бельевыми прищепками и сшиваю двойной слой материала по вертикали тонкой берестяной ленточкой, шириной 7 – 8 мм. Длина стежков может быть произвольной, но сшивать цилиндр нужно начать изнутри, а так же внутрь и закончить, чтобы кончики ленты оказались в его полости. По завершению шитья их нужно обрезать ножницами под размер высоты.
Теперь необходимо сделать донышко кузовка. Это, пожалуй, самый трудный и ответственный этап в работе, так как он требует большой точности разметки и аккуратности при сшивании, иначе готовое изделие исказится в донной части, и будет выглядеть некрасиво. Кроме того, нужно внимательно рассмотреть цилиндр и сделать разметку под будущее дно с того торца, которое имеет наиболее ровную и чистую поверхность материала. Это позволит избежать сломов и трещин при сгибании деталей дна и обеспечит достаточную прочность изделия. Мой опыт показывает, что никакие простейшие мерительные инструменты никогда не дадут такого результата точности разметки, как это достигается старым «дедовским» методом посредством простой берестяной ленточки. Для начала она должна быть абсолютно равной длине внешней окружности того торца цилиндра, с которого вы намерены сформировать дно кузовка. Я определяю этот размер простым прикладыванием ленточки «по месту». Затем нужно перегнуть ее пополам и разрезать на две части, одна из которых остается рабочей.
Разметка производится по внешней стороне цилиндра и начинается с середины шва, где по верхнему краю ставится небольшая отметка (риска), от которой рабочей частью ленточки вымеряется ровно половина окружности и тоже отмечается риской уже с противоположной стороны, точно напротив шва. Эти отметки являются промежуточными. Они необходимы только для обеспечения наиболее правильного и точного определения линий раскроя деталей донышка.
Цилиндр с торца необходимо разделить на четыре равных части. Для этого нужно от имеющейся у нас рабочей ленточки взять только четвертую часть. Вновь не измеряя, я сгибаю ее пополам и разрезаю, повторяя эту операцию дважды. Таким образом, у меня оказывается отрезок ленточки практически равный восьмой части окружности цилиндра. От каждой из уже имеющихся промежуточных рисок на цилиндре я этим отрезком отмеряю расстояние вправо и влево и делаю на поверхности отметки, которые будут уже окончательными. По ним от обреза цилиндра четко под прямым углом проводятся линии длиной 6 – 7 см, в конце которых в стенке цилиндра я делаю проколы толстым шилом, а затем от края до этих проколов по линиям ножницами разрезаю бересту. После этого, у меня получились четыре детали донышка кузовка в виде лепестков, и по середине одного из них проходит основной шов. Поскольку при формировании дна необходимо пригибать детали в соответствующем порядке, то и детали имеют свой последовательный условный порядковый номер.
Теперь самое сложное. Лепестки последовательно, начиная с того, что расположен напротив шва (1-й лепесток), затем со швом (2-й лепесток) и в конце два боковых (3-й и 4-й) осторожно сгибаются внутрь цилиндра, нахлестываясь один на другой в пределах 1,5 – 2 см и образуют дно. Сгибать нужно очень аккуратно, чтобы береста не треснула и не порвалась на сгибах. Если материал пересох или застарел, лучше его «отволожить», подержав конец цилиндра над паром в течение 2 – 3 минут. Чтобы лепестки не расходились, на первом этапе их скрепления я фиксирую всю конструкцию шпагатом, слабо обвязав весь цилиндр с уже пригнутыми деталями дна по высоте. Сразу после двух первых швов по донышку его можно будет убрать.
Дно с внешней стороны образовано двумя лепестками, наложенными друг на друга. Именно в этом месте и нужно начинать скрепление. Лучше всего это делать тоже в определенном порядке, начиная с двух самых крайних швов, и заканчивая все шитье к середине. При этом нужно постоянно следить, чтобы лепестки не разъезжались, находясь один под другим ровно и плотно, иначе вся форма кузовка будет безвозвратно нарушена. Здесь швы, в отличие от бокового на самом цилиндре, я делаю отдельными, так как это облегчает скрепление по уже описанной схеме «вразнобой» и выглядят они эстетичней. Свойства же бересты таковы, что ленточка, пропущенная через плотное отверстие в 2 – 3 слоях однородного материала, как правило, не имеет обратного хода, поэтому швы не распускаются. Сложность состоит еще и в том, что шов должен начинаться с внутренней стороны донышка и внутри же и завершаться, чтобы на наружной части кузовка не было видно срезанных остатков крепления и шитье смотрелось законченным. Сам шов производится следующим образом: в проколотое отверстие в бересте пропускается токая берестяная ленточка, кончик которой длиной около 1,5 см остается торчащим над плоскостью материала, затем делается прокол второго отверстия строго напротив первого и ленточка пропускается сквозь него натуго. Затем нужно снова пропустить крепеж через первое отверстие и прижать оставленный кончик к донышку, вывести ленточку наружу, хорошо стянуть шов и отправить остатки крепежа через второе отверстие внутрь кузовка. Такой шов я назвал «полуторным». Излишки срезаются у основания острым резцом. И так шаг за шагом зашивается середина дна. Швов может быть 4 или 5 в зависимости от размеров емкости.
После того, как середина оказалась зашита, может сразу возникнуть видимость завершенной работы с дном, так как оно выглядит крепким и надежным, однако на внутренней его поверхности остаются незакрепленные уголки лепестков. Вначале они во всем устраивают, но со временем известные свойства бересты начнут сворачивать эти уголки и на дне ранее вполне приличного изделия «расцветет» не совсем желанный «цветок». Поэтому, чтобы этого не произошло, нужно все-таки сделать несколько дополнительных швов по плоскости дна, чтобы максимально укрепить все детали одинаковым крепежом. Тогда вид кузовка от этого только улучшится и за донышко можно быть спокойным.
Итак, у кузовка уже определился внешний вид, но это все-таки пока еще заготовка. Следующим этапом работы становится укрепление горловины изделия. Для того чтобы верх кузовка был крепким и надежным, необходимо его усилить, что достигается дополнительными полосками бересты (союзками, обсоюзками) той же толщины, что и сам корпус. Одна из полосок должна иметь ширину 5 – 6 см, для другой достаточно 3 см. Длину же их нужно выбрать такую, чтобы широкая была как минимум на 1,5 – 2 см больше внешней окружности горловины, а узкая на столько же больше внутренней.
Перед началом этой работы необходимо сориентировать кузовок, то есть определиться, какая из его сторон будет считаться передней. В качестве задней или тыльной стороны я всегда выбираю ту, на которой расположен вертикальный шов, ибо в уже готовом рабочем состоянии изделия он практически становится невидим. Сначала нужно приложить к кузовку широкую союзку, которая будет внешней. Она ложится точно по верхнему обрезу с тем расчетом, чтобы нахлестывание концов произошло на середине стороны, противоположной шву. Зафиксировав ее в таком положении 2 – 3 бельевыми прищепками по всей окружности, то же самое проделываем с узкой союзкой, но уже внутри кузовка. Само собой разумеется, что и та и другая полоска ложится к плоскости корпуса внутренним меловым слоем и своими свойствами производят эффект противной взаимной упругости, что сразу же выравнивает горловину и придает ей правильную круглую форму. Тщательно вымерив размеры союзок, слегка острым ножом желательно уменьшить толщину материала по концам в местах нахлестов во избежание образования чрезмерной толщины и поставить их на места, прижав прищепками. После этого можно пришивать полоски к основному корпусу берестяной ленточкой обычным оплеточным промежуточным или сплошным двух- или трехступенчатым швом по всей длине. По окончании же этой операции останется только положить один или два одиночных полуторных шва на места соединения концов союзок ниже оплетки просто для их более плотного прилегания к корпусу кузовка и друг другу. Для красоты и оригинальности внешнюю союзку желательно изготовить из бересты другого цвета, нежели сам кузовок, что подчеркивает композиционность предмета.
Теперь кузовок практически готов, осталось лишь пришить ему небольшие ушки, к которым будет привязываться бечева или тесьма. Для этого понадобится берестяная ленточка шириной 6 – 7 мм и в длину около 30 – 35 см. Материал для нее подбирается довольно толстый, но как можно более эластичный. Ушки должны быть пришиты по бокам кузовка непосредственно на внешней союзке, однако расположить их на окружности лучше со смещением в сторону шва. Их место я определяю просто «на глазок», хотя при желании его можно и промерить. В верхний прокол плоским шилом вводится ленточка изнутри, где тоже оставляется небольшой ее кончик. Далее уже в нижний прокол ленточка пропускается не до конца, а с внешней стороны на союзке оставляется своеобразная петля в толщину большого пальца и далее крепеж вновь уходит в первое отверстие, уже натуго прижимая оставленный кончик к стенке. Выведенная наружу ленточка сворачивается в бок и начинает витками ряд к ряду плотно оплетать петлю от начала до ее конца. По окончании оплетки оставшийся конец ленты направляется в нижнее отверстие внутрь кузовка, и излишек обрезается ножом. Можно внутри срезать излишек так, чтобы остался небольшой кончик, который затем прячется под нижнюю союзку, что значительно упрочняет крепость ушка. Аналогично пришивается и второе ушко.
Кузовок готов, теперь нужно только привязать к нему бечеву такого размера, чтобы надетый на шею он был на уровне груди сборщика. Он очень легок, удобен, обе руки человека свободны и участвуют в процессе сборки постоянно.
При желании широкую внешнюю союзку кузовка можно украсить тиснением или прорезью, однако при эксплуатации изделия непосредственно по назначению в этом необходимости нет, так как узор пачкается соком ягод, а при использовании его в зарослях кустарника, прорезной орнамент просто долго не выдержит и разрушится. Но в последнее время, меня, довольно часто просят изготовить декоративные кузовки, которые уже используются для украшения домашних интерьеров, придавая помещениям своеобразие, оригинальность и необычность. Как правило, они выполняют функции кашпо или настенных ваз, в которые устанавливаются «букеты-бессмертники».
В итоге обращаю внимание на то, что эта модель значительно отличается от традиционных образцов, которые выполнялись по правилам старинного ремесла, которое предусматривало не только применение методов простого шитья бересты, но и сам раскрой изготавливаемого предмета. Я разработал много вариантов за довольно продолжительный период времени и теперь могу с уверенностью сказать, что именно этот является самым удобным и надежным.

Е.А.ГУСЕВ.
Нижегородская область.
Персональная страница автора

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта