gototopgototop

Бурчевский Владимир Николаевич г. Архангельск

Мастера - Мастера Архангельской области

 


С пяти до шестнадцати лет будущий заслуженный работник культуры России воспитывался у деда, в глухой северной деревне, в медвежьем углу. Там он научился лапти плести (в хлеву в них работал) и туеса, корзины из дранки делать. Когда вернулся в Архангельск, испытывал тоску по патриархальности. Ему было плохо от того, что в квартирах нет икон в красном углу, нет своедельных резных буфетов, тканых половиков, плетеных коробов... Как писал Арсений Тарковский:

Наблюдать умиранье ремесел все равно что себя хоронить.

Бурчевский себя хоронил. Выжить ему помогли в "Беломорских узорах", куда его взяли сразу мастером (благо, за плечами у него было профтехучилище, где он учился на судового плотника и столяра). Владимиру понравилось на предприятии то, что там работали по договорам с умельцами, которые жили в районах. К ним надо было выезжать. Бурчевский пообщался с ними (у ложкаря Савелия Мяндина жил полтора месяца) и понял, что его судьба предрешена.

Потом Владимир Николаевич работал в Художественном фонде. И там ему нравилось. Но потом все-таки ушел в 17-ю архангельскую школу. Сказалось свойство характера: Бурчевскому надо не просто что-то делать, а еще делиться с кем-то своими знаниями.

Новатор стал преподавать здесь труд по специальной программе, которую утвердили в министерстве. Тогда, 20 лет назад, в образовании не было такого простора авторским программам, как ныне. На уроках делали черенок для лопаты, а в лучшем случае - табуретку. А новый преподаватель занимался с учениками и лепкой из глины, и резьбой по дереву, и лоскутным шитьем, и ткачеством.

Понемногу Бурчевский умел (и умеет) все. Но по-настоящему он один всему научить не мог. И постепенно (уже в детской мастерской народного творчества Дворца пионеров) вызревала идея школы ремесел. Бурчевского поддержали в областном отделе народного образования (им руководил тогда Владимир Кузнецов) и в министерстве.

Школа открылась. Но свое здание появилось не сразу. Потом им обзавелись. Однако понадобилась и пристройка. Прирастала школа помещениями и филиалами в один из самых трудных для России периодов. И приросла. Вот что значит хорошая идея, энтузиазм, настойчивость и терпение.

Отрывок из статьи "Ремесла выжили благодаря школе Бурчевского"