gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000025.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Чарующий мир бересты. Югра

Чарующий мир бересты. Югра

Много времени ушло, много воды утекло с тех пор, когда впервые на Югре из бересты была сделана куженька. Только древняя мудрая легенда сохранила имя этой первой мастерицы. В туманно-далекие времена в урмане жила большая сильная медведица. День и ночь рыскала она в поисках добычи. Однажды медведица устала от погони и залезла в берлогу. Вскоре она родила первую девочку. Медведица назвала ее Мось и стала кормить девочку своей грудью. Когда Мось подросла, медведица стала учить ее делать коробочки из бересты. Однажды девочка сшила такую красивую коробочку, что от нее нельзя было оторвать взгляда. Когда к берлоге пришли охотники и хотели напасть на медведицу, Мось, спасая свою мать, выбросила коробочку из берлоги. Охотники взяли чудо-коробочку, и принесли ее на стойбище. С тех пор жены и дочери охотников стали делать коробочки из бересты.

Работы мастериц по бересте Нижневартовского района украшают коллекции многих художественных и этнографических музеев не только в России, но и в ряде зарубежных стран. Народные мастерицы из Корликов, Агана, Варьегана, Чехломея охотно учат молодежь традиционному искусству. В национальном селе Аган окружной комитет по малочисленным народам Севера намерен открыть постоянно действующую школу по изучению секретов аганской, ваховской бересты. Береста – продукт обработки березы, которую коренные народы Севера издревле считают священной и до сих пор поклоняются ей.

Носительница фольклора из национального села Аган Варвара Степановна Покачева, как и ее соплеменники, искренне любит березу, считает ее очень сильным и красивым деревом. Когда совершают обряд моленья на святом месте, в завершение его обязательно вешают на березу материал, шкуру или оленьи рога. Как пояснила Варвара Покачева, ханты поклоняются только здоровым деревьям, на стволах которых нет сухих и поломанных ветром веток. Что касается изделий из бересты, которых у Варвары Степановны очень много, то еще в раннем детстве работать с этим природным материалом ее научила мать и старшие жители Агана.

Изделия из бересты и поныне играют огромную роль в обиходе ханты, манси и ненцев. Орнаментальное искусство по бересте зародилось в глубокой древности, когда человек сообразил, что об окружающем его мире можно рассказывать с помощью символов.

В те туманно-далекие времена, как свидетельствует народный мастер России из Ханты- Мансийска Зоя Лозямова, коренные народы севера делали на деревьях затесы, а на них процарапывали всевозможные знаки - символическое изображение растительного или животного мира. Таким доступным способом древние стремились запечатлеть то, что они узнали об окружающем мире.

«Каждый регион имеет свои орнаменты, - свидетельствует Зоя Лозямова, - Орнамент, вышитый сургутскими мастерицами, отличается от орнаментов, которые, например, бытуют в Казыме.» Вышитые бисером знаки имеют названия. Сегодня орнаменты кочуют по регионам России, и это нормальный процесс. Но каждый орнамент должен «переезжать» с информацией присущей только ему, а не слепо копироваться мастерицами только потому, что им понравился тот или иной рисунок этой древней сакральной письменности.

В годы Советской власти декоративно-прикладное творчество коренных народов Севера было не востребованным. И только благодаря талантливым мастерицам автономии эта древняя культура сохранилась в ее истоках – на стойбищах, таежных деревнях. Заслуга ваховских и аганских мастериц в сохранении народного искусства бесспорна. Сегодня их береста признана не только в Ханты-Мансийском округе, но и далеко за его приделами. Знают в автономии и о казымской бересте, а вот о тегинской его жителям еще предстоит узнать.

Учительница из села Тегино Березовского района Галина Курганова решила возродить этот народный вид промысла. Тегинская береста - это геометрические фигуры, которых нет ни в ваховской, ни в аганской, ни в казымской бересте. Галина Кузнецова организовала в школе кружок по бересте, который с удовольствием посещают талантливые школьники

В округе много делается для того, чтобы такой вид национального творчества ханты, как изделия из бересты, не только не угас, но и в своем развитии получил новый виток. В школах и Домах культуры открываются и работают кружки, проводятся семинары всех уровней

Но самой лучшей педагогикой, как считает Зоя Лозямова, была и остается народная педагогика. Она тоньше и глубже понимает психику ребенка, с учетом ее особенностей строит воспитательную работу и учебный процесс народным промыслам. «В детстве мы, девочки-ханты, учились у бабушек, - вспоминает мастерица. - Они не принуждали, нас, детей, брать бересту и царапать на ней узоры. Терпеливо ждали бабушки, когда ребенок загорится желанием, что-то сделать самостоятельно. И в эту восхитительную минуту пробуждения в нем таланта, показывали свои секреты.»

Изделия мастериц по бересте вызывают восхищение разнообразием форм. С одинаковой легкостью и старанием они шьют из бересты сосуды с высокими и низкими стенками для рыбы, ягод и орехов, большие и маленькие куженьки для морошки, брусники и клюквы. Овальные, круглые, прямоугольные – на любой вкус мастерят они коробочки для украшений и предметов рукоделия. Умеют мастерицы готовить куженьки размером с бочку, и делать их из целого сколотья березового обрубка. Для мастериц береста - особый поэтический образ, которой они посвящают свои песни.

Самыми красивыми, самыми тонкими и изящными рисунками мастерицы по бересте украшают детские колыбельки. Традиция процарапывать на переносных легких люлечках знаки, символы и охранительные обереги в наши дни пришла из далекого прошлого народа ханты. Когда-то на Югре жила женщина. Она делала из бересты куженьки, украшала их рисунками и знаками. Однажды эта мастерица смастерила из бересты детскую люльку, На золотистых стенках своего изделия женщина вырезала ногастых зверей, вырезала она и крылатых зверей на детской люльке. Когда женщина родила ребенка, она положила его в легкую берестяную колыбельку. Ребенок, лежа в ней, все время плакал и беспрестанно ворочался. Чтобы успокоить ребенка мастерица, у его изголовья процарапала глухарку. Как только она закончила выводить свой рисунок и отбросила нож, ребенок тут же успокоился и уснул сладким крепким сном. С тех пор глухарка стала главным символом среди всех фигур, процарапываемых на детских колыбельках. По поверьям коренных народов Севера эта птица во сне охраняет душу ребенка и навевает ему сладкие радостные сны.

Искусство обско-угорских народов - живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность, - считают ученые. Поэтому каждый предмет, изготовленный мастерицами по бересте, является не только бытовым предметом, но и памятником культуры.

Оригинальный адрес статьи http://ugra.tvnr.ru/culture/06.shtml

 

 
Новости проекта