17-01-2009 Народного мастера Владимира ЯРЫШАв Америке знают не хуже, чем в родной стране.
События - 2009 год |
|
Народного мастера Владимира ЯРЫШАв Америке знают не хуже, чем в родной стране
Дело врачей
Впрочем, с творчеством новгородского мастера американцы знакомы уже
более пятнадцати лет. С начала девяностых Владимир Ярыш регулярно ездит
в США, где проводит мастер-классы и читает лекции.
А
началось всё, как ни странно с …«Медицинского
альянса». Общество дружбы новгородских врачей и их коллег из штата
Вирджиния помимо своих профессиональных направлений в те годы активно
занималось и расширением культурных границ между странами.
Новгородский
медицинский альянс, как и общество побратимов, также зародился 15 лет
назад и живёт своей неповторимой жизнью, занимаясь обменом
стажирующихся врачей и параллельно осуществляя ряд культурных программ.
Так, на один из международных детских фестивалей в США инициативная
группа альянса пригласила и Владимира Ярыша.
Надо заметить,
отправляясь первый раз за океан, Владимир Иванович был полон
предубеждения: о какой традиционной культуре и развитии ручного
художественного труда, в частности, можно говорить в стране, в которой
все делают деньги? Однако вскоре свои взгляды русскому мастеру пришлось
пересмотреть в корне.
— Мы уже все привыкли, что когда наши мастера
приезжают в «Витославлицы» на традиционные рождественские гуляния или
летний праздник фольклора и ремёсел, то каждому мастеру определяют
рабочее место, где он может продавать свои изделия и одновременно
что-то делать, проводя таким образом своеобразный мастер-класс, —
говорит Владимир Ярыш. — Поэтому, отправляясь в Америку, на всякий
случай я взял с собой определенное количество бересты.
И это
оказалось весьма кстати. Как пояснили американские организаторы, за два
дня работы фестиваля Владимиру Ивановичу предстояло познакомить с
основами плетения из бересты две тысячи детей. За 5—7 минут они должны
научиться делать какую-нибудь простую вещь. Весь необходимый
материал
организаторы обещали предоставить. А в помощь мастеру пригласили
несколько волонтёров, после обучения которых работа могла бы пойти
значительно быстрее.
— Признаться, я был удивлён, с какой быстротой
волонтёры вникли в суть дела, — говорит мастер. — Но, как выяснилось
позже, все они являлись членами гильдий по плетению и имели хороший
опыт работы с материалом. Оказывается, вся Америка покрыта сетью
различных гильдий по разным видам ремёсел, и плетение занимает там не
последнее место.
У
гильдии женское лицо
Стать
членом гильдии в Америке может любой желающий, но, как и у нас,
подавляющее большинство членов гильдий — это женщины среднего и
старшего возраста. Когда дети в семье вырастают, свободного времени
становится больше, и мастерицы с удовольствием посвящают его творческой
самореализации.
Как правило, участники объединений собираются раз в
месяц, чтобы наметить план работы. Дальше вся информация появляется в
Интернете, в журнале гильдии. Таким образом, можно записаться на
мастер-класс любому желающему. Гильдии располагаются в художественных
центрах.
Однако, как показывает опыт, американцы зачастую
записываются на занятия не потому, что им нравится какой-то вид
творчества, а из-за симпатии к тому или иному педагогу. Достаточно
тонкая психологическая особенность, но весьма характерная для США.
—
Америка, несмотря ни на что, — довольно пуританская страна, — поясняет
Владимир Ярыш, — там не принято открыто проявлять свои чувства, как в
России, например. Один способ из немногих показать эмоции, выразить
симпатию — встретиться с человеком в общественно-полезной деятельности.
И мастер-классы здесь как раз подходящая ситуация. Признаюсь, не
раз
замечал в глазах женщин, пришедших ко мне на занятия, проникновенное
дружеское сияние. Приятно, конечно…
Свой
среди чужих
Гильдии
организуют также и фестивали. Но если ты не член какой-либо гильдии или
ассоциации мастеров, то не сможешь принять участие в празднике
творчества и мастерства. Владимир Ярыш сегодня является членом сразу
нескольких гильдий и ассоциаций США по плетению.
— Вообще американцы
плетут из всего, что попало, — говорит Владимир Иванович. — Но вот
плетение из бересты в США нетипично, впрочем, как и для наших мастеров
в Сибири. Хотя и у нас, и за океаном белоствольных красавиц хватает,
свойства коры деревьев в Сибири и Америке для плетения подходят меньше.
Береста там отличается особой толщиной и мягкостью.
За то время, что
Владимир Ярыш ездил в Америку, его заокеанские ученики научились плести
и корзинки, и другие более сложные по технике исполнения вещи. За
последние пятнадцать лет мастер побывал в Америке несколько раз. И
каждый раз график его пребывания за рубежом расписан буквально по
минутам: мастер-классы, лекции в гильдиях и университетах, участие в
фестивалях.
Впрочем, и в Великом Новгороде у Владимира Ивановича
много учеников. На протяжении пятнадцати лет он успешно руководит
созданной им студией по художественной обработке бересты, что
базируется в ГДК. Летом пройдёт выставка работ студийцев, посвящённая
1150-летнему юбилею Великого Новгорода, и, будем надеяться, экспозиция
у нас вызовет не меньше интереса, чем за океаном.
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Новгородские
Ведомости. Культура 17.01.2009 00:43
< Предыдущая | Следующая > |
---|