gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000013.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

26-06-2008 "КАБЫ НЕ ЛЫКО ДА НЕ БЕРЁСТА...". Студии Владимира ЯРЫША исполнилось 15 лет.

События - 2008 год

"КАБЫ НЕ ЛЫКО ДА НЕ БЕРЁСТА..."



Студии Владимира ЯРЫША исполнилось 15 лет


У каждого народа сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из природных материалов. На Руси таким материалом издревле была береста. Для многих новгородцев художественная обработка этого материала из простого увлечения давно уже стала делом всей жизни, воплотившись в 1993 году в создание студии «Новгородская береста».
Об особенностях древнего промысла и работе студии корреспондент «НВ» беседует с ее руководителем, народным мастером России,членом Союза художников России Владимиром ЯРЫШЕМ.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
http://novved.yojiki.com/index.php?mmm=article&aid=28156


— Владимир Иванович, по образованию вы музыкант. У вас за плечами музыкальное училище, Ленинградский институт культуры Дружбы народов им. Н.К. Крупской. А откуда появилось увлечение берестяным ремеслом?


— Каждому человеку от рождения что-то присуще, но не каждый при этом на своём жизненном пути способен выбрести самостоятельно на этот материал. Мне всегда хотелось делать что-то своими руками: в детстве делал авиамодели в станции юного техника, мастерил постоянно что-то и у себя в сарае, который приспособил под мастерскую. С детства любил всевозможные инструменты. Но родители отдали меня учиться музыке. Я окончил музыкальное училище по классу баяна. Потом Ленинградский институт культуры. Несколько лет проработал в Новгородском областном училище культуры. Но природная предрасположенность к ремёслам всё-таки вышла наружу, когда мой друг подарил мне… берестяную солонку.  Трудно объяснить, чем меня так привлёк этот материал, но я попросил товарища научить меня делать что-то простенькое из бересты. Пара занятий, и я так этим увлекся, что уже потом самостоятельно постигал особенности берестяного ремесла. В то время я работал в Новгородском областном центре народного творчества, изучал новгородский фольклор, традиционные ремесла нашего края, ездил в многочисленные фольклорные экспедиции. И плёл… для души.


Идея  же создать студию «созрела» после посещения в начале 90-х годов Риги в рамках Дней русской культуры. Там нас познакомили со студией по плетению из лозы для взрослых. Несмотря на то, что экскурсия была весьма короткой, мне понравилась сама форма студийной работы. И я решил организовать нечто подобное в Новгороде.


— А почему в вашей студии занимаются именно взрослые?


— У меня всегда была тяга к работе именно со зрелыми людьми. Интуитивно я чувствовал, что это может стать серьёзным педагогическим делом для меня. Со взрослыми в этом направлении в советский период никто ведь не работал. Уже позже я пришёл к выводу, что именно взрослые люди способны адекватно ответить на «запросы» общества по сохранению и развитию традиционных народных ремёсел. Кроме того, среди взрослого населения всегда найдутся те, кто расположен к художественному ручному труду, хотя они могут об этом и не догадываться до поры до времени.  Кроме того, взрослый человек по природе своей более консервативен, и если он берётся за дело, то, как правило, с желанием довести до конца. Дети же не способны рассматривать берестяное творчество как искусство, в развитии. Для них это увлечение в большей степени временное. Поэтому работа со взрослыми очень благодатная, перспективная и интересная. Здесь я не трачу время зря. За 15 лет существования студии через неё прошли более 200 человек, семь из которых имеют звание «Народный мастер России».


— По какому принципу строится работа студии?


— Основная программа обучения рассчитана на три года. Как правило, мы начинаем работу с берестой с изготовления простейших форм, например, бусинок, чтобы человек почувствовал материал, его особенности, и решил, нужно ему это или нет. Потом делаем маленькие закладки, звёздочки, плетём лукошки, солонки, делаем туеса. Если человек решил продолжить занятия после окончания курсов, то дальше уже сам выбирает направление и развивает его.


— Вы не один день провели в фондах Новгородского музея-заповедника. Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что именно древний Новгород является родоначальником плетения из бересты?


— Это очень спорный вопрос. Береста для Новгорода всегда была значима. Особенно с точки зрения информации. Берестяные грамоты, найдённые на раскопках в областном центре, — яркое тому свидетельство. Но береста как материал и художественное творчество сегодня пока совершенно не изучена.  И мало кто знает, что параллельно с письменными посланиями в культурных слоях древнего Новгорода добыты сотни берестяных изделий различной домашней утвари, которые изготовлялись в нашем городе в массовом порядке.


Как известно, в расположение Новгорода славяне пришли в середине VII века, когда здесь уже обитали финно-угорские племена. Это ведь была зона широкого распространения берёзовых лесов. И я полагаю, что уже в то время финно-угоры владели техникой плетения из бересты. Хотя сказать точно, где и когда впервые что-то сплели или сделали из бересты, сложно. Например, берестяные туески, найденные в Северном Китае и Норвегии, насчитывают не одну тысячу лет. А вообще в истории культуры много фактов, когда одни и те же вещи изобретались в разных странах примерно в одно время.


Изучая этот вид ремесла в мировом контексте, я могу сказать, что только в Сибири было около трёх десятков народностей, которые занимались берестяным творчеством. Но они не плели из бересты, так же, как и в Северном Китае или в Америке, а делали различного рода контейнеры, короба для хранения сыпучих продуктов и жидкостей, сшивая цельные пласты бересты конским волосом, корнем или сухожилием. Одно из объяснений этому кроется в свойствах березовой коры тех мест — она толстая, мягкая, пластичная. Тогда как на деревьях, произрастающих в европейской части России, в скандинавских странах, Латвии, Эстонии и Беларуси кора на берёзах тоньше, более тугая и подходит для плетения больше. Таким образом, всё мировое берестяное творчество можно разделить на изготовление изделий из пластовой бересты и плетёные. Но, очевидно, родоначальником берестяного творчества Россия не является. Вот что мы точно изобрели, так это балалайку.
— Тем не менее какие изделия характерны для Великого Новгорода в берестяном ремесле?


— Если рассматривать специфику плетеных вещей, сделанных в новгородском крае и на Северо-Западе в целом, — это группа приблизительно похожих вещей. Все определялось нуждами крестьянства. Проживая в полосе распространения березовых деревьев и открыв свойства коры, они использовали её приблизительно одинаково: плели обувь, корзины, бутылеобразные сосуды для хранения сыпучих продуктов и делали даже музыкальные инструменты — пастушьи рожки. Здесь особого разнообразия нет. Например, для берестяного творчества финно-угорских народностей была свойственна водоплавающая птица — утка, поэтому на Северо-Западе России солонки в виде утицы были чрезвычайно распространены. С одной стороны, можно сказать, что это русская традиция, но в то же время — заимствованная.  Есть, конечно, какие-то предпочтения в оформлении, небольшие отличия в форме, может быть, но генеральное русло всегда было одинаковым.


Другое дело, чему отдают предпочтения современные мастера. Сегодня из бересты делают украшения: бусы, брошки, заколки для волос.  Но это не находит подтверждения в этнографии: крестьяне их не делали, это не могло быть их традиционным ремеслом. Это всё стилизация, рассчитанная для привлечения туристов. Мы же в студии изучаем как раз традиционные направления берестяного творчества.


Но одно можно сказать точно: в Новгородской области ярко выраженного берестяного промысла в каком-то отдельном месте не сложилось. А вот в бывших новгородских землях, например, в Великом Устюге, берестяное творчество промыслом стало. Это знаменитая Шемогодская прорезная береста. Или на Урале, в Нижнем Тагиле, где на момент революции делали до ста тысяч туесков в год. Здесь особняком стоит древний Новгород. В нашем городе в период с X по XV века делали множество берестяных изделий. И характерной особенностью древненовгородских вещей был орнамент, прочерченный циркулем или выполненный в форме плетёнки. Интересно то, что в древнем Новгороде плетением занимались мало, а делали в основном шкатулки, лукошки, короба из цельных пластов бересты. Почему так произошло, трудно сказать.


— Берестяное ремесло всегда было мужской прерогативой или женской?


— Это мужское ремесло. За редким исключением плетением из бересты занимались в основном старики. Как правило, вечером. Плели, конечно, и женщины, но гораздо реже. Это было насущной необходимостью. Взять хотя бы лапти. Активное распространение, по разным оценкам, лапти получили в XVI веке и служили в среднем всего от 5 до 10 дней. Представляете, сколько пар берестяной или лыковой обуви нужно было на семью?! А в крестьянской среде семьи всегда были многодетные. Поэтому плетение обуви было необходимым ежедневным занятием пожилого человека. Техника у мастеров тогда была настолько отточена, что за вечер они могли сплести две пары лаптей. Тут же крутились дети, перенимая опыт. Таким образом происходила передача ремесленных знаний.


— Накопив столь обширный теоретический материал, вы не старались сделать более серьёзные обобщения и написать книгу, например?


— У меня вышел ряд статей, охватывающих отдельные историко-этнографические аспекты берестяного творчества. Пока этого достаточно, хотя проблема с литературой, точнее, её отсутствие — одна из самых насущных. Качественных книг по тем или иным видам ремёсел сегодня действительно не хватает. Представляете, лучшая на сегодняшний день книга по берестяному творчеству, которую я нашёл, была написана в 1952 году финским профессором и издана на немецком языке.


— За годы работы с природным материалом у вас наверняка набралась не одна сотня всевозможных солонок, туесков, коробов и корзин. А в своей повседневной жизни вы используете берестяные изделия?


— Как ни странно, дома я не использую по прямому назначению практически ничего из того, что делаю. Некоторые работы стоят на полочке. Не то чтобы я не сторонник использования берестяной утвари в современном быту — но ведь я не один в семье живу. Но то, что берестяное творчество занимает всё моё свободное время, — это точно.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта