gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000058.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

23-03-2004 Не как у всех

События - 2004 год

"Договор со мной Америка заключила на двести туесов - они признали мою берестяную посуду! В туесе ничего не портится, даже золото не гниет. А ведь в Америке много золота накопилось, и им класть-то его некуда да и не во что! Вот мои туеса и запонадобились".

Так начинает дед Мартын, Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище, что стоит на берегу Мезени реки в Лешуконском районе, одну из своих былей-небылей в книге Федора Фатьянова "Не как у всех".

Похожей книги я отродясь не видывал. Изданная Архангельским литературным музеем, она сама станет музейным экспонатом. И потому, что написана разговорным народным языком - простым, лаконичным и образным. И потому, что ее герои-рассказчики - из коренного деревенского люда. И потому, что говорят они о своей жизни конкретно - возникает панорама сельского быта, труда, возникает образ минувшего, зафиксированный навсегда для будущих поколений.

Много краеведов, очеркистов местных и столичных да и писателей знаменитых о мезенско-пинежско-лешуконском Севере сочиняли - что говорить, и познавательно, и художественно, и интересно читать о житье-бытье земляков. Да только куда им всем до Федора Фатьянова! Секрет-то его, конечно, простой - всю жизнь рядом со своими героями да к тому ж, натура художественная, не ленился, рисуя в своих блокнотах лица деревенских мужиков и женщин, слушать их да записывать те рассказы в маленький блокнотик.

За десятки лет много таких блокнотиков накопилось. А люди-то все свои, говорят открыто, без утайки, свободно, как думают. Ни скрывать им нечего, в деревне все и так на виду друг у друга, ни привирать нужды нет, разве что прихвастнуть какой-то особой своей жизненной удачей - так в том невелик грех.

Известно, количество всегда переходит в качество. Такую-то груду записей да втуне держать? А как их использовать? Вот и пригодилось тут художнику творческое содружество с опытными книжниками Людмилой и Борисом Егоровыми. Затеяли сделать книгу. Семь лет ту затею в жизнь воплощали - то недосуг, то здоровье подводило, то безденежье. Книгу издать - много денег надо, а спонсоры прижимисты, им ведь не объяснишь на пальцах, каким итог затеи будет. Ну да мир не без добрых людей - вышла книга из печати двухтысячным тиражом. В ней все не как у всех - и структура, и содержание, и оформление.

Героев-рассказчиков четверо. Все родня. Первый, конечно, Мартын со своими былями-небылями. Родной дядя автору книги. У деревенского мастера туесов да деревянных птиц счастья, чем и прославился не только среди земляков, но и по всему свету, жизнь была полна событиями да приключениями. Охотник и солдат, георгиевский кавалер и член солдатского полкового комитета, труженик и семьянин, многое он повидал, пережил, перетерпел. Знаменитым, конечно, уж в последнее десятилетие свое стал - в семидесятых годах (прошлого века) оценили мастера и чествовали по заслугам. Вот и дом-музей Мартына в Селище нынче открыли, и в книге этой ему навеки литературный памятник останется. Как и росписи-панно Федора Фатьянова в сгоревшем деревенском клубе - они остались фотографиями только в этой книге...

"Сам ночую на сендухе. В избушке лесной дымно, душно - не могу. Я ведь всю жизнь под елкой ночую. Бугру в любом месте сделаю. Срублю хонги две-три. Сволоку на сухое место в ложбинку, зажгу огонь, прокалю землю, просушу. Брошу две жердинки, а на них мянды, хвою еловую настелю. Вот бугра и получится". Какие слова, именующие природу, внутри и в согласии с которой извеку живет человек!

Словарь селищенских слов, да не простой, а с картинками, редакторы в конце книги поместили.

Не глухомань эта деревня, стоит на великом печорском тракте. И сколько движения! Во все стороны - до Лешуконского и Мезени, до Ледовитого океана, до Архангельска и Питера. На санях, на лодках, на лыжах-кундах, пешком по грешной и милой селянину родной земле...

Сестра Федора Ульяна - вторая героиня книги. "Ульянина быль" - это рассказ о непрестанном, сызмала, труде как основе и смысле ее жизни. "Весной меня поставили пахать на быке Ваське. Всю весну я пахала, все норму перевыполняла на пахоте... Пришла зима. Меня поставили возить навоз с Нижней фермы на поля Борки. Выеду с фермы с возом, сяду на говеник и песни пою... Робила, робила, а в честь в колхозе не попала". Лишь кусочек биографии, всю не процитируешь. А сколько было горького, несправедливостей. Но и счастье было. Любовью и свадьбой своей завершает Ульяна историю ее молодости.

Третья рассказчица - тетушка Людмила Андреевна. Повествование ее - эпическая поэма о судьбе матери да и о своей впридачу. Событий на целый роман хватило бы. До ста лет дожила. И тоже в трудах. "Я двадцать четыре года со свекровью-то жила, наохичала столько пудов кудели льняной да наткала полотна много стен. Каждая стена - по семь аршин. Это пестряди-то!"

Своя глава "Не как у всех" - у автора книги. Ныне Федор Михайлович Фатьянов - заслуженный художник России. Через голодное полусиротское детство и суровую военную пору юности протягивает он нить жизни до 1946 года, когда осознал себя художником. И этот рассказ - тоже памятник, не себе, но поколению, времени тяжких народных бед.

Русский народ в его истинном обличье - вот суть книги. Фотографии и рисунки - особый ее пласт. Это не иллюстрации. Это образ народа. Вглядитесь: солдатская удаль и сила в позах, фигурах, красота и печаль старинных женских лиц, прелесть нарядов и девическое обаяние...

Счастлив будет тот книголюб, кому доведется приобрести "Не как у всех" Федора Фатьянова.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта