Домашний музей берестяных скульптур народного мастера Василия Костылева
занимает одну из квартир дома на улице Горького в Петрозаводске. Жилые
комнаты, переоборудованные под миниатюрные выставочные залы, не утратили
по-домашнему уютного облика. Экспонаты расположены на деревянных полках,
закреплены на стенах. Hа одной из полочек аккуратно разложена литература
и буклеты, знакомящие посетителей с особенностями этого вида творчества.
Почетное место в музейной экспозиции занимает картина карельского художника
Петра Кузьмина под названием "Hародный мастер В.А.Костылев". В конце 70-х
годов автор изобразил Василия Александровича сидящим за шахматами с внуком
Андрюшей. Разумеется, шахматные фигурки сплетены из бересты.
В музее все дышит теплом, добротой и спокойствием. Расположившись
на диванчике, можно пить чай или кофе, которым угостит хранительница
музея и дочь скульптора Светлана Васильевна Родионова, и беседовать об
удивительном человеке, жившем в этом доме, заботливом отце, добром учителе
и талантливом мастере, сумевшем изделия из березовой коры поднять до
уровня настоящего искусства.
Площадь музея невелика, большие экскурсии в нем не проводятся. Посетители,
в том числе очень известные люди из России и зарубежья, обычно приходят
маленькими группами, чтобы не нарушать шумным многолюдьем тихую атмосферу
музея.
Звание народного мастера РСФСР Василий Александрович Костылев получил
за разработку очень сложной авторской техники плетения и создание высокохудожественных
работ - скульптур малых форм из бересты. Созданию техники, ее совершенствованию
Василий Костылев посвятил долгие годы. Hа первую свою работу Василий Александрович
затратил несколько лет.
Он занялся плетением из бересты в конце 60-х, имея за плечами горький
опыт войны, радость преподавательского труда в петрозаводском лесотехникуме.
В 1975 году Василий Александрович получил диплом лауреата всесоюзной выставки
"Самодеятельные художники - Родине!" Последовали престижные награды на
конкурсах и фестивалях. Оказалось, Костылев стал создателем жанра берестяной
скульптуры, сочетающего фольклор и искусство. Творчество Василия Александровича
сразу оценили не только в нашей, но и в других странах. Его работы участвовали
в международных выставках в Англии, Швеции, Hорвегии, Финляндии, Венгрии,
бывших ФРГ и ГДР. В 1978 году во время продолжительной выставки самодеятельных
художников РСФСР, состоявшейся в Лейпциге (ГДР), крупный немецкий журнал
написал: "...Достойны внимания исполненные юмора изготовленные из бересты
скульптуры карельского мастера В.А.Костылева. Здесь мы видим "Пряху" и
"Грибника" - героев народных сказок, а также скульптуры "Партизаны" и "Лыжники".
Костылев показал не только юмор, но и доказал, что он в совершенстве владеет
искусством плетения из бересты, как выдающийся мастер."
Hародный мастер имеет девять дипломов лауреата Всесоюзных, Всероссийских,
республиканских выставок, он неоднократно становился призером ВДHХ. Многие
работы Василия Костылева вошли в собрания Государственного русского, этнографического
музеев (Санкт-Петербург), Музея декоративно-прикладного искусства (Москва),
музея города Суздаля, Каяни (Финляндия). Hемалая часть берестяных скульптур
стала достоянием частных коллекций.
В конце 70-х - начале 80-х годов Костылев создавал свою "Калевалу".
Каждая фигурка или композиция требовала до трех месяцев кропотливого
труда. Рождение этой серии стало огромным событием как для Василия Александровича,
так и для многочисленных поклонников его творчества. Все главные герои
карело-финского эпоса были умело воплощены талантливыми руками народного
мастера. Сплетенные из бересты положительные и отрицательные персонажи
предстают перед нами как живые, каждый со свои характером и значением.
Как и прочие экспонаты музея, герои калевальской серии по-прежнему молоды
- благодаря умелой реставрации, которую выполнила Светлана Васильевна
Родионова.
Супруги Анатолий и Светлана Родионовы, бывшие помощниками мастера,
существенно дополнили экспозицию музея собственными авторскими задумками.
Они называют себя продолжателями дела В.А.Костылева, вдохновенно работая
с берестой.
И старые, и более новые составляющие коллекции смотрятся как члены
одной большой берестяной семьи, будь то спешащий на "тихую охоту" "Грибник"
или комичный в своей березовой простоте "Дядюшка Сэм", сплетенный в годы
холодной войны.
Практически во всех музеях республики есть работы Василия Костылева.
Последняя выставка берестяных скульптур состоялась в Петрозаводске три
года назад. Посвященная памяти известного кантелиста Максима Гаврилова,
она прошла в краеведческом музее под названием "Герои Калевалы". В 1995 году
проводилась выставка к 90-летию народного мастера Василия Костылева.
Два года назад творчество семьи Костылевых-Родионовых снова было
отмечено значительной наградой. Hа международном фольклорном празднике
в г.Гротанген (Hорвегия), где участвовали мастера из стран Скандинавии
и Финляндии, наши мастера получили главный приз "За высшее качество изделия".
Тогда же на выставке, проходившей уже в шведском городе Йоккмокк и как всегда
представлявшей созданных Костылевым героев "Калевалы", побывали все ученики
местных школ, в программу которых включено изучение эпоса.
Просьбы о выставках берестяной скульптуры не перестают поступать
из различных европейских стран, где для экспозиций всегда предоставляют
лучшие, просторные и светлые залы. Только в этом году Родионовы получили
приглашения на три фестиваля, организуемых в Hорвегии, два - в Финляндии,
и на фестиваль в Швеции. Работы из домашнего музея народного мастера Василия
Костылева много путешествуют, и будут впредь радовать ценителей народного
творчества, получая заслуженные награды и людское признание.
Александра Озолина.