gototopgototop

Ремесла выжили благодаря школе Бурчевского

События - 2000 год

Первая в России Архангельская областная школа народных ремесел отмечает в эти дни свой юбилей - десятилетие. Уже на первом занятии преподаватели внушают ученикам: возлагаем на вас ответственность за жизнь ремесел, которые вы как эстафетную палочку должны передать будущим поколениям.

У школы есть замечательный музей, в котором рядом работы именитых мастеров и тех мальчиков и девочек, которые не так давно стали овладевать тонкостями традиционных северных ремесел. Но по ученическим работам видно, что они могут достичь таких высот, которые связаны с именами легендарных Мартына Фатьянова и Ульяны Бабкиной.

...Если говорить официальным языком, то речь идет о "специализированном заведении дополнительного образования с углубленным изучением народных традиций". Но в обиходе другое наименование - школа Бурчевского, которая за эти годы выпустила 667 подмастерьев, 346 мастеровых, 200 мастеров.

Приведя эти цифры, бессменный директор школы Владимир Николаевич Бурчевский подчеркнул:

- Что касается итогов десяти лет работы, то для меня есть две самые важные вещи. Первая - нам удалось увлечь ребят своим делом, привить им любовь к ремеслам, уважение к народным мастерам - хранителям русской культуры. Вторая вещь - сложился коллектив преподавателей, к которому я испытываю симпатию, которым горжусь. Сейчас престижно - работать у нас. А ведь десять лет назад, когда я стал руководителем "школы без окон и дверей", прийти сюда - означало рисковать. Кто знал, что получится из первого в России опыта? Поэтому я очень признателен таким педагогам, как Надежда Ивановна Винокурова, Ирина Васильевна Антипина, Елена Павловна Полудницына, с которыми мы вместе вот уже много лет...

Сейчас в Архангельске и шести филиалах школы семнадцать педагогов (десяти из них, которые во главе с директором, стали лауреатами президентской премии, жал руку сам тогдашний премьер Владимир Путин). А начинал Бурчевский один. И было это довольно давно.

С пяти до шестнадцати лет будущий заслуженный работник культуры России воспитывался у деда, в глухой северной деревне, в медвежьем углу. Там он научился лапти плести (в хлеву в них работал) и туеса, корзины из дранки делать. Когда вернулся в Архангельск, испытывал тоску по патриархальности. Ему было плохо от того, что в квартирах нет икон в красном углу, нет своедельных резных буфетов, тканых половиков, плетеных коробов... Как писал Арсений Тарковский:

Наблюдать умиранье ремесел все равно что себя хоронить.

Бурчевский себя хоронил. Выжить ему помогли в "Беломорских узорах", куда его взяли сразу мастером (благо, за плечами у него было профтехучилище, где он учился на судового плотника и столяра). Владимиру понравилось на предприятии то, что там работали по договорам с умельцами, которые жили в районах. К ним надо было выезжать. Бурчевский пообщался с ними (у ложкаря Савелия Мяндина жил полтора месяца) и понял, что его судьба предрешена.

Потом Владимир Николаевич работал в Художественном фонде. И там ему нравилось. Но потом все-таки ушел в 17-ю архангельскую школу. Сказалось свойство характера: Бурчевскому надо не просто что-то делать, а еще делиться с кем-то своими знаниями.

Новатор стал преподавать здесь труд по специальной программе, которую утвердили в министерстве. Тогда, 20 лет назад, в образовании не было такого простора авторским программам, как ныне. На уроках делали черенок для лопаты, а в лучшем случае - табуретку. А новый преподаватель занимался с учениками и лепкой из глины, и резьбой по дереву, и лоскутным шитьем, и ткачеством.

Понемногу Бурчевский умел (и умеет) все. Но по-настоящему он один всему научить не мог. И постепенно (уже в детской мастерской народного творчества Дворца пионеров) вызревала идея школы ремесел. Бурчевского поддержали в областном отделе народного образования (им руководил тогда Владимир Кузнецов) и в министерстве.

Школа открылась. Но свое здание появилось не сразу. Потом им обзавелись. Однако понадобилась и пристройка. Прирастала школа помещениями и филиалами в один из самых трудных для России периодов. И приросла. Вот что значит хорошая идея, энтузиазм, настойчивость и терпение.

Выпускники школы возвращаются в нее педагогами. В этом - в работе Павла Урпина, Ольги Знатных, Юрия Данилова, Алексея Огородника - солидный аргумент в пользу того, что ремесла будут жить. Еще одно подтверждение - получение в 1998 году лицензии на профессиональную подготовку воспитанников.

Порою детей берутся учить (не в школе Бурчевского, конечно) те, кто сам ремеслом не овладел. Это страшно. Бурчевскому больно за ребят, попавших в каком-нибудь районе в Доме творчества к руководителю-неумехе, которого надо гнать от ремесла. Поэтому и хочет директор, чтобы филиалы его школы были в каждом районе. Поэтому же в его планах - создание в Архангельске объединенного центра ремесел (возможно, на базе Поморского университета), где бы готовили специалистов, которые бы совмещали в себе качества и мастеров, и педагогов.

У Бурчевского немало помощников. (Пример: недавнюю всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную народным ремеслам, готовили и областной департамент образования, и министерство, и работники культуры Архангельска). Это залог того, что система в обучении ремеслам будет и дальше улучшаться, что они будут сохраняться и развиваться.

Ресурс: PravdaSevera.Ru