События - 2010 год |
Десятого октября 2010 г. скончался Владимир Иванович Поветкин.
Умер человек, который олицетворял во всей красе самые лучшие достоинства русского национального характера. Мастер, реставратор, художник, музыкант, автор самобытных наигрышей на гуслях и гудке – самородок, какими всегда гордилась Россия!
Многие учёные способны заглянуть далеко в будущее. Поветкин заглянул далеко в прошлое и сделал это прошлое настоящим. Он сделал его и будущим, так как многим ещё только предстоит когда-то осмыслить то, что сотворил этот человек. Его прозорливость сумела выдержать сопротивление не одного десятка консервативных взглядов исследователей, занимающихся проблематикой древнерусских музыкальных инструментов. Разные точки зрения на этот счёт бытовали в учёном мире, но никто из исследователей не мог обойти молчанием открытий Владимира Ивановича, никто не мог не упомянуть его имени в своих трудах, не мог не стремиться к встрече с ним, так как им были сотворены реставрации и реконструкции древнерусских музыкальных инструментов: гуслей, гудков, сопелей и многих других – всего, что звучало в средневековом Новгороде, – с такой силой, с таким талантом, что трудно было помыслить, что кто-то ещё смог бы это повторить. Его прозорливые догадки по поводу преемственности традиционной музыкальной культуры от древних времён до настоящего времени нашли подтверждение им же самим в полевых условиях фольклорных экспедиций по Новгородской и Вологодской областям. Ему удалось лично увидеть и услышать, как музыкальный материал «перешёл» от гуслей к балалайкам и далее к гармоникам.
Но талант Владимира Ивановича шире. Его интуиции, прозорливости, наблюдательности не было предела. Можно задаться вопросом: если Поветкин так прекрасно играл на гуслях, импровизируя, создавая оригинальные композиции, выводя необычные звучания из этого, казалось бы, нехитрого инструмента, то, значит, и в средние века, когда гусли бытовали широко по всей Руси, могли так же виртуозно играть. И тогда могли быть даровитые музыканты, извлекающие что-то похожее из 5 струн. Сейчас мы видим возможности инструмента, представленные Поветкиным, и эти необычные, казалось бы, наигрыши помогают нам представить вдохновенную культуру древности, её величины, её широту, связующим звеном с которой и явились реконструированные Владимиром Ивановичем инструменты, его талантливые наигрыши. Это ведь залог возрождения нашей национальной культуры.
О Поветкине мастере тоже несколько слов. Ещё с той поры, когда он появился в Новгороде и жил в Воротной башне на Ярославовом дворище, он начал постигать одно ремесло за другим: береста, плетение из корня, резьба по дереву, ткачество, вышивка, ковка – всё его интересовало. Но интересовало его это принципиально – только для понимания сути каждого ремесла. Так он сделался универсальным мастером. Уже скоро влияние его стало распространяться на мастеров Новгорода. Каждый, кто начинал заниматься каким-то традиционным ремеслом, в душе своей уже соотносил свои возможности с реальными достижениями мастера Поветкина. Влияние это, казалось бы, парило над городом и всегда благодатно сказывалось на любом другом, взявшимся за ремесло. Совсем недавно Владимир Иванович вспоминал, как много лет назад он приехал в Новгород, и никто здесь берестой не занимался (из статей специалистов Новгородского музея-заповедника можно было узнать, что берестяное ремесло ушло в небытие). Владимир Иванович взялся и сотворил вещи из этого материала. А нынче, после его тех начинаний, множество мастеров в городе и области появилось. И он, отмечая это, радовался.
Студия «Новгородская береста» также вышла из творчества Владимира Ивановича. Когда-то он обучил выпускника Ленинградского института культуры Юрия Степанова. А тот умудрился подарить небольшую берестяную вещицу на день рождение будущему руководителю студии. Через десять лет «именинник» создал студию «Новгородская береста».
Уже при жизни Владимир Иванович стал легендой. Крайняя «замкнутость» в себе, сосредоточенность на материале, вдохновение в игре на музыкальных инструментах, настороженность окружающей среды, помешанная на любопытстве, сформировали необычный характер, который, опираясь на это «сопротивление», всю жизнь создавал шедевры, производил необычный, неповторимый штучный продукт: будь то реставрация берестяных грамот или древних книг, реставрация огромного количества музыкальных инструментов, изготовление художественных образцов в различных техниках или игра на гуслях. Его внешний вид мастера, постоянно облачённого в народный костюм, аскетические черты лица с длинными волосами, подвязанными ободком, и бородой под стать старцам-столпникам Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, недалеко от которой он проживал и творил, не оставлял равнодушным никого. Ещё в бытность его проживания на Ярославовом дворище, студенты Областного училища культуры бегали «посмотреть на необычного человека». Форточка в его комнатушке была приткнута балалайкой, и местные бабушки приходили к нему, чтобы узнать, жив ли ещё мастер и приносили немного еды. «Странности» этого человека не могли остаться незамеченными и компетентными органами, куда Владимира Ивановича приглашали для разговора.
Его не заботила материальная сторона. Когда ему бывало туго, он выходил в город и шёл по улице, чтобы найти несколько копеек и купить хлеба. И всегда, когда такое случалось, ему удавалось найти эти копейки и спасти свою жизнь. Об этом рассказал недавно его друг, когда-то служивший с ним на морском флоте.
Но постепенно пришло признание, появился Центр музыкальных древностей, в котором после «реставрации» Владимир Иванович всё переделал заново, так как не мог согласиться с «трактовками» самых видных сантехников и ремонтников того времени. Он всегда всё делал сам и всегда работал по ночам. Когда ему дали приличную квартиру в новом доме и новом районе города, он, не задумываясь, поменял её на небольшое деревянное жилище в старом фонде и в старой части города. Ему важно было жить рядом со своим «материалом», ходить ежедневно по древненовгородской почве.
Он мог с недоумением смотреть бесконечно на пришедшего к нему незваного гостя, так и не сказав ему ни слова, и не пустив на порог, уже заранее зная цену этому «любопытству». Но всегда поил травным чаем желанного гостя. Сила и талант у этого человека были во всём.
Многие обладают глубокими познаниями в разных областях знаний, но очень мало универсальных людей, которые и мастеровые, и художественные, да ещё и музыкально одарённые. Именно таким был русский самородок Владимир Иванович Поветкин.
Когда три года назад мы были в Липпштадте (Германия) на Ганзейских днях, к нам подошёл немец музыкант-волынщик и сказал, что он уже много лет мечтает повидаться с профессором Поветкиным. К сожалению, это уже невозможно.
Умер всемирно известный человек, как написала одна зарубежная газета. Умер создатель уникального Центра музыкальных древностей: организации, каких нет нигде в мире. Умер основоположник музыкальной археологии.
Мы скорбим по этой утрате. Мы никогда не сможем смириться с тем, что нет больше с нами большого мастера, художника, способного пронзать взором столетия.
Мы сохраним и передадим следующим поколениям всё, что оставил нам Владимир Иванович.
Владимиру Ивановичу Поветкину было 67 лет.
21 октября 2010 г.
В.И. Ярыш
Фотография сделана Владимиром Ивановичем Ярышем 4.05.1990 г. в п. Хвойная
Новгородской области во время фольклорной экспедиции.
< Предыдущая | Следующая > |
---|