gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000055.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

27-04-2011. Искусство Земли северного оленя

События - 2011 год

Берестяные сказки Искусство Земли северного оленя

Автор Наталья Федорова

По материалам сайта http://nasledie-rus.ru

Только на севере Западной Сибири, в приполярных и полярных областях встречаются археологические памятники с так называемым мерзлым культурным слоем, то есть слоем, который, замерзнув много веков тому назад, так с тех пор и не оттаивал. Обильные остатки дерева и продуктов его обработки в виде щепы, опила, фрагментов бересты способствуют консервации мерзлоты. Образуются своеобразные холмы, высота которых может достигать 7 и более метров, сложенные замерзшими остатками жизнедеятельности. Естественно, в слое таких памятников сохраняется то, что обычно не доступно археологу: изделия из дерева, бересты, кожи, тканей и т.д. Благодаря этим памятникам нам стала известна еще одна сфера приложения древнего и средневекового художественного гения — искусство рисунков на бересте.

Первые экземпляры орнаментированных берестяных изделий были найдены в культурном слое Усть-Полуя. Узоры, выскобленные на них древними мастерами, удивительно напоминают те, которые и посейчас наносят на коробки, чуманы и табакерки современные художники.

Но больше всего орнаментированных берестяных изделий обнаружено в слоях средневековых и позднесредневековых памятников Нижнего Приобья — Войкарском и Надымском городках, городище на Обдорском холме. Позднесредневековые изделия удивительно этнографичны — зигзаги и меандры, сложная растительная вязь в оформлении коротких штрихов, светлый орнамент на темном фоне. Ими украшалась посуда и детские колыбели, ножны ножей, коробки и другие вместилища. Но на этих поздних изделиях практически не встречаются образы животных, они лишь угадываются в сложных переплетениях орнаментов — рога оленя, распластанная фигура некоего животного — лягушка? медведь?

Берестяные ножны и коробки из слоев XIII–XIV вв., раскопанных на Войкарском городке, донесли до нас утраченное богатство образов бронзовой пластики: те же фигурки животных в профиль с выгнутыми спинками, птиц с поднятым крылом, что и на бронзовых отливках, украшают берестяные ножны. Иногда это целые сценки: одна птица — хищник — гонится за другой, водоплавающей; несколько птиц, по-видимому, тетерок, что-то делают среди елок. Даже на этом богатом фоне дно круглой коробки с изображением пары лебедей, вокруг которых читаются маленькие фигурки птенцов, выглядит шедевром. Один лебедь больше другого, его поза позволяет предположить, что это лебедь-самец, охраняющий семью. Фон разделан короткими штрихами, а вокруг — кольцо орнамента, в котором чередуются темные и светлые лучи, сгруппированные по три.

 

Но как и бронзовые шедевры, «сказки» на бересте заканчивают свою жизнь к XV в., сменяясь орнаментальными текстами…

Древнее и средневековое искусство западносибирского севера, как и любое искусство, повторяет в себе колорит эпохи и жизнь создававших его людей. Но если искусство — зеркало жизни, то отражение в древнем зеркале неясно, зыбко, туманно. Иногда кажется — удалось понять те далекие времена, увидеть что-то важное, а потом все опять ускользает, подергивается дымкой. И тем более удивительно, что возрожденное искусство народов Ямала нередко обращается к тем же мифологичным, символическим образам зверей, людей и фантастических существ, которые служили основой искусства древности.

Ножны с орнаментом. Береста, выскабливание. XIV век

Ножны с орнаментом. Береста, выскабливание. XIV век

Крышка коробки с изображением лебедей. Береста, выскабливание. XIV век 

Крышка коробки с изображением лебедей. Береста, выскабливание. XIV век

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта