gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000014.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Быть Сибирской бересте!. Статья Германа Арутюнова, Фото О. Думенко. Москва — Томск — Москва. Журнал "Народное Творчество" № 3-2003

Публикации - Статьи


Статья Германа Арутюнова, Фото О. Думенко. Москва — Томск — Москва.
Журнал "Народное Творчество"  № 3-2003
Оригинальный адрес документа  http://www.ntvr.ru/content/view/74/39/1/0/

Десятки мастеров и ученых из 12 регионов и 22 городов Сибири собрались в октябре 2002 г. В Томске на уже ставшее традиционным всероссийское совещание «Развитие народных промыслов и ремесел в Сибири», проводимое областным дворцом народного творчества «Авангард». Принявший в нем участие наш корреспондент рассказывает...Н.И. Шатилов. Самовар. Береста - резьба - плетение - 1999 г.
И 100, и 300, и 500 лет назад береста была в Западной Сибири для человека  не просто древесной корой, из которой можно что-то сотворить, но и талисманом, способным уберечь от опасности, сделать жизнь светлой. По традиции хантов (коренных жителей этих мест) девочка от матери получала в подарок орнаментированную коробочку из бересты со швейными принадлежностями, и с этой же берестяной коробочкой уже в качестве приданого, девушка переходила в род мужа, через бересту поддерживая связь с родом. Эту же коробочку-оберег клали в гроб в ногах усопшей, чтобы сопровождала хозяйку в мир мертвых. Берестяные табакерки играли в жизни мужчин-хантов такую же роль, как швейные берестяные коробочки для женщин... А древнейший способ обработки и орнаментации бересты — выскабливание —  возможно, только тут и сохранился. По местным верованиям, береста являлась границей между этим миром и всеми иными, невидимыми...

О сакральном смысле бересты рассказала на совещании в своем докладе «Береста в мире сибирской архаики» доктор исторических наук, профессор Томского государственного университета Ольга Михайловна Рындина.
На выставке «Ремесла Сибири», открывшейся, параллельно с совещанием, в областном художественном музее, береста занимала едва ли не половину всего пространства. Мастера-берестянщики — Виктор Хворостинин из города Березовского (Кемеровская область), Олег Козмодемьянов из Мариинска (та же область), Владимир Листровой из Лесозаводска (Приморский край), Мария Майнагашева из Абакана (Республика Хакасия) и другие специально приехали на совещание, чтобы пообщаться с коллегами, чему-то поучиться.
В фойе Дворца «Авангард» мастера из города Асино, что в Томской области, демонстрировали берестяную утварь, имеющую практическое значение и используемую в обиходе для хранения муки, сахара, соли, чая, круп, меда и различных жидкостей.
 
Сохранение промысла
В.В. Павлов Туеса ``Северные`` - береста - скобление - 1994 г.

Надо отдать должное работникам Областного дворца народного творчества «Авангард». Они многое сделали, чтобы о томской бересте услышали не только в России, но и за рубежом. Было время, когда этот промысел здесь почти угас. Как же его удалось сохранить? Об этом мы говорим с Ольгой Ивановной Думенко, организатором выставки «Ремесла Сибири», завсектором по работе с народными мастерами ОДНТ «Авангард».
— В начале 60-х годов, — рассказывает она, — я приехала сюда из Ленинграда и стала работать директором краеведческого музея. Тогда на прилавках не было такого берестяного разнообразия, как сейчас, хотя традиции сохранились — край-то берестяной. Не так давно здесь даже чумы ставили из бересты. Я стала ездить по деревням, смотреть, где что осталось. Помогали энтузиасты. Есть у нас в Томске замечательный человек, Геннадий Михайлович Ломанов, заслуженный художник России. Будучи коренным сибиряком, он с этюдником исколесил всю тайгу, встречаясь с мастерами, сохранившими навыки и опыт домашнего ремесла. Освоил технику изготовления изделий из бересты и дерева, хорошо разбирается в местных орнаментах. Учился сам, обучал молодежь, один из первых у нас стал привлекать внимание к народному творчеству через выставки, выступления. А не ездил бы он по окраинам да по чумам, так, может, ни о ком бы мы и не узнали. Сколько ведь их умерло, безвестных талантливых народных художников и мастеров. Зато сколько молодежи выучилось по работам Ломанова и его учеников, например, В.П. Гужин, В.В. Павлов.
А.М. Пупынин. Набор для пива - береста - плетение - 1995 г.
Но как восстановить древний метод скобления по бересте и другие, уже почти утраченные технологии, когда в живых не осталось ни одного мастера, владеющего этой техникой? Хорошо еще, что в музее сохранились записи, а в некоторых деревнях пока живы бабушки, своими глазами видевшие, как когда-то работали мастера. Мы брали эти записи и отправлялись в деревни вместе с энтузиастами-берестянщиками, не владеющими скоблением, но желающими его освоить. Так, с рисунками и фотографиями из областного краеведческого музея я приехала в село Каргасок Томской области, где познакомилась с Полиной Ивановной Шавшиной, бабушкой одного из здешних мастеров-берестянщиков; работником местного музея Надеждой Александровной Барановой; преподавателем детской художественной школы Ларисой Федоровной Тестовой; местными мастерами. Они помогли нам восстановить технологию скобления по бересте.
В чем суть этой уникальной древней техники? Заготавливается береста ранней весной (апрель, май) или осенью (сентябрь), когда верхний слой имеет коричневый цвет. На поверхность внутреннего слоя заготовки, предварительно смоченной в горячей воде и подкопченной, от руки простым ножом наносят контуры исключительно местных узоров. Это - хантыйский орнамент, состоящий из ромбов, треугольников, зигзагов с отростками. Затем выскабливается сам узор, получающийся светлым на темно-коричневом фоне. Узор бывает и орнаментальным, и сюжетным, зачастую изображаются стилизованные животные. Названия простые и понятные: «Оленьи рога», «Нерка плывет с детенышем», а иногда образные или символические: «Лягушки танцуют», «Медведь стоит на звезде».
Глубже всех старинную технологию скобления по бересте изучил В. Гужин, ученик Ломанова, по крупицам собирая разрозненные сведения, изучая предметы быта и украшения, сохранившиеся в семьях причулымских тюрков. Главное — технология возродилась и теперь уже развивается в творчестве зрелых и молодых мастеров-берестянщиков, готовых экспериментировать с материалом. Тиснение, прорезная береста (однослойная, двухслойная, трехслойная), аппликация по бересте, роспись берестяных изделий, берестяная мозаика — это уже новые технологии, применяемые современными мастерами. А поскольку многие из них еще и с детьми занимаются, значит, развитие промысла обязательно будет принимать новые направления.

Опыт выживанияС.Н. Шаталова. Дамская сумочка - береста - резьба - плетение -
2000 г.

— Крестьянский быт, безусловно, меняется, — говорит О. Думенко. Уже почти забыли прялку, кросна, соху, туесок, но полностью похоронить традиции невозможно, они — часть духовной культуры и не исчезнут пока мы их помним, пока есть народные мастера, пока живет в нас духовная потребность. Глядишь, и народная утварь вновь начнет входить в жизнь. Пример тому — житель Молчановского района Томской области селькуп Николай Петрович Яткин. Его дом и подворье как музей, где все — от телеги и саней до ложки и гребенки - сделано им самим, его золотыми руками. Здесь же и короба, и туеса, и корзины, и набирки — все из бересты, нехитро украшенной простым тиснением... Жаль, дети это не спешат усваивать... Но как раз для того, чтобы сохранялась преемственность, мы добились учреждения Комитетом по культуре администрации Томской области стипендии для мастеров народного творчества на сумму 5000 рублей, включив в условия ее получения такой пункт: мастер должен иметь не менее пяти учеников. Это действует: у тех мастеров, кто получает стипендию (таких стипендий уже 20), есть ученики, они вместе со своими наставниками участвуют в выставках, работают на рынок. И вот результат — в Томске можно увидеть больше скобленой бересты, чем в Ханты-Мансийске, да и здесь, на выставке, изделий, выполненных в такой уникальной, архаичной технике, много, почти ползала...
Вопрос о преемственности поднимался на совещании многими участниками, как и вопросы финансирования. Тем-то и действенны подобные встречи, что на них происходит обмен информацией, а главное — опытом. В «Авангарде», безусловно, накопился большой опыт в зарабатывании денег для развития народного творчества, которым поделилась на совещании его директор Л.В. Ильина, и получившая не так давно президентский грант О.И. Думенко.
— В наше время, — говорит Думенко, — надо учиться зарабатывать деньги, учиться писать всевозможные заявки на гранты, как отечественные, так и международные, не бояться участвовать в различных фондах. Можно создавать объединения, частично поддерживаемые из бюджета, но в большей степени основанные на самофинансировании. Скажем, есть мастер, мы его приглашаем, набираем учеников, договариваемся с администрацией о выделении помещения, организуем платные занятия. Вот в Зырянском районе у нас прекрасный мастер-берестянщик Е.М. Кириллов, отдел культуры нашел помещение, пригласили его, набрали учеников, и он уже работает. Наверняка будут и результаты, главное — начать...

Множество вопросов, важных для сохранения и развития бересты и других народных промыслов, поднималось на совещании. В том числе обсуждалась идея объединения региональных центров ремесел и домов народного творчества Сибири и Дальнего Востока в Ассоциацию, которая комплексно помогала бы решать проблемы авторского права, обмена опытом и информацией, работы в Интернете.
Создание Ассоциации — дело времени, вопрос уже вынесен на ближайший совет директоров региональных домов народного творчества, где будут обсуждаться практические шаги. Скорее бы, потому что и возрожденные промыслы в нынешних условиях выживают с трудом. Например, в том же традиционно берестяном Асиновском районе предприятие «Томский умелец» сейчас переживает нелегкие времена, даже несмотря на ссуды, иногда предоставляемые областной администрацией. Талантливые народные мастера стоят перед выбором — создавать ли единичные творческие работы, которые не стыдно показывать на выставках, или выполнять серию для продажи, чтобы прокормить семью... Но, как в Ассоциации, решая общие проблемы, легче решать и какую-то одну, так и здесь — всем миром, конечно, будет легче спасти промысел, прославляющий Томскую область, да и всю Сибирь, поддержать его, обеспечить преемственность и перспективы.

Взгляд в будущееН.И. Шаталов. Часы - береста - резьба - 1999 г.

В 2004 г. Томску — 400 лет. К этой дате уже появилась томская символика, украшенная деревянным кружевом — дань узорочью, которым удивляют гостей старые городские дома и усадьбы в области, особенно в Первомайском районе. Береста пока в символику не вошла, но, по словам советника Комитета по информационной политике А. Ермолаева, «есть предприниматели, которые видят сквозь призму 400-летия Томска праздник бересты, как основного традиционного местного промысла».
Мы говорили с ним об этом, стоя на Вознесенской горке, самой высокой точке города, где в сентябре 1604 г. возводили первую деревянную крепость посланные Борисом Годуновым русские служивые люди. А внизу, буквально в двух шагах, из-за деревянных одноэтажных домиков выглядывал знаменитый дом писателя В. Шишкова, в котором после ремонта откроется музей русского быта. Создание Ассоциации приблизит этот день, а томская береста наверняка займет в этом музее самое почетное место, поддерживая связь времен.
Народное творчество притягивает к себе увлеченных и преданных своему делу людей. В самолете моим соседом оказался зампредседателя Комитета по культуре Томской области Олег Георгиевич Фролов, с которым мы говорили о том, как промыслы, в первую очередь томскую бересту, включать в туристические программы, сочетая с этническими праздниками и ярмарками. Оказалось, он давно вынашивает эту мысль и подыскивает район, где береста могла бы стать элементом такого праздника и в то же время частью интересной экскурсии, когда можно посмотреть, как добывается материал, как он обрабатывается, как наносятся узоры и рисунки и где можно купить сувениры...
Уже в Москве я обнаружил в кармане пальто берестяную пластинку — подарок мастера из г. Березовского Виктора Хворостинина. Это необычная визитная карточка из нескольких слоев бересты, с узорами, возможно, единственная в мире. И я понял, почему мне в моих томских впечатлениях хотелось больше говорить о хорошем и светлом — видимо, в самом деле народные орнаменты, несущие в себе элементы защиты, превращает изделие в оберег.

Герман Арутюнов
Фото О. Думенко
Москва — Томск — Москва

(НТ № 3-2003)
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта