
Руководство по плетению изделий из берёсты. Автор Пятков А.И.
Технологии - Мастер-классы |


РУКОВОДСТВО
по плетению изделий из берёсты
| |||
Плетение из бересты – это одно
из самых древних ремёсел
2006 год | |||
Рецензия
| |||
|
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г.
|
||
Содержание 3 Мастера Архангельской области 4 Рабочий инструмент и принадлежности 5 Условия и способы заготовки берёсты 7 Подготовка берёсты к плетению 8.2
Свойства податливого мягкого
материала
8.7 Плетение ручек, лямок, ремешков и т.п. 9.11 Другие “полусложные и сложные” изделия 10 Декоративная отделка готовых изделий
Данное
руководство предназначается
для любителей делать своими руками
красивые и
нужные вещи из берёзового лыка. В нем не
рассмотрены многие аспекты этого старинного ремесла, бытовавшего в
каждой
крестьянской избе русского Севера.
В музеях северо-запада страны вы можете увидеть многочисленные формы вещей, постоянно используемые раньше в крестьянском быту. Литература, указанная в этом руководстве, и выписки из нее помогут вам усовершенствовать свои знания по предлагаемой теме.Посещая различные выставки, ярмарки и знакомясь с мастерами, вы сумеете освоить плетение новых форм изделий для своей семьи и друзей. 2.1
Береста
(берёста), (бересто). Береста – верхний светлый, ремковый слой
березовой коры.
Она идет в основном на лыко. Берестовина – лоскут или полоска бересты.
Берестить что, обвить, связать, скреплять берестою, берещеное кнутовище. 2.2 Бересто – верхний слой березовой коры. Берёстовы лапти плели, а лыковых (липовых) лаптей не было на Севере. Берестяник – берестяной лапоть. В берестяниках уж очень удобно ходить. (холмогорск.) Надо берестой запастись, берестяники делать. Плетюхи есть, из тоненьких бересток понаделаны. Узенько берестице, тоненько да мяконько. Ходил, драл лыко из бересты. Котоцёк снимает бересту. Из берестины лапотцы плетут. А берестечько это надо в кипяток. Берестенник - только муку кладем. Из бересты и пестерюшки под муку плетут. (Литература 7) 2.3 Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенка. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, - рыбу и дичь. (Литература 8) 2.4 Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание. (Литература 4) 2.5 Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока. (Литература 11) 2.6 Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой. (Литература 15) 2.7 Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных утолщений, наплывов и порезов. (Литература 2) 2.8 Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго. (Литература 23) 2.9 Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Из бересты карелы изготовляли солоницы, бураки, туеса, корзины, кошели и т. п. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью. (Литература 14) 2.10 Сегодня,
когда мы пытаемся возродить старинные
виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства
растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и
потребителей
изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой
и
красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба,
корзины,
обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы. 2.11 Много выдумки и изобретательности проявлялось в создании изделий из бересты. Из заготовленных клубков берестяной ленты с помощью палочек – зажимов мастера плели лапти и корзины, хлебницы и сумки пестери, штофы, фигурные утки – солоницы. В процессе плетения лента ложилась в узорные композиции – в клетку, косичку, веревочку, треугольничками. Простым рисунком, игрой светотени, нюансами золотистого цвета материала они наделяли красотой обычные бытовые предметы. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с её естественным цветом. Кроме росписи, берёсту украшали тиснением, гравировкой и прорезью, из нее делали узорные полосы, выплетали целые фигурные предметы. (Литература 6) 2.12 Береста
–
верхний слой коры березы: сдирается большей частью весной с живых
деревьев, идет на лапти,
корзиночки, коробки, бураки
и т. п. Из бересты добывается прекрасный березовый дёготь. Береза
широко
распространена в СССР от Севера до степной полосы. Многие виды березы –
ценные
лесные поделочные деревья, дают лучшее топливо (деревья в 40-60 лет уже
пригодны для рубки на дрова), являются прекрасным материалом для
различных
столярных изделий, но для построек мало пригодны. Из 40 видов
берез, растущих только в Северном полушарии, в СССР растет около 16
видов, из
которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.(Литература
35)
2.13 Русское
слово «берёза» очень древнее. В
праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В
индоевропейских языках
слово «береза» было
прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год
начинался не
зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время
земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой
зеленью.
Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь
был
перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март
называют
березнем. 2.14 Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на 3 группы: 1 Вещи сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки. 2 Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки – заплечники, плетеная обувь и т. д. 3 Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба. Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.(Литература 25) 2.16 Чего
только не
делали из бересты в России! Перед началом работы саргу слегка смазывают
льняным
маслом. При плетении пользуются клинообразным инструментом из дерева,
железа
или рога лося – кочедыком (в других диалектах – котач). Лапти плетут на
деревянной колодке. Плетение ведется в 3-4 сарги, благодаря чему
получается
прочная вещь, не пропускающая воду и воздух. Даже пастушьи рожки и
детские
дудки делали из бересты. Плели из этого материала болотные сапоги,
непромокаемые куртки и фуражки. Кружка, солоник и лопатошник – сумочка
для
бруска и лопатки, которыми точат и правят косу, не были в тягость
крестьянину,
отправлявшемуся на пожню в жаркий день. Береста легка и прочна.
Походный
солоник – утушка мог служить одновременно и игрушкой. Для детей
специально
плели берестяные мячики, птички, погремушки. 3 Мастера Архангельской области 3.1 Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства. В книгах, иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления изделий, а технология их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. Например, сосна, срубленная в декабре, почти в два раза прочнее сосны, срубленной в феврале. (Литература 2) 3.2 По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством. 3.3
К бересте сейчас интерес особый. Она
переживает свое второе рождение - "берестяной ренессанс". Среди
народных мастеров, работающих с берестой,
произошла своего рода специализация. Тиснение
на изделиях, выплетение орнамента на изделиях
простого или
рафинированного из ленточек разного оттенка, берестяная скульптура, по
видам
изделий. 3.4 Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который так понимает бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. Их утилитарность естественна. (Литература 21) 3.5 Необходимо выделить несколько общих художественных, характерных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства: - утилитарность - практическая предназначенность промысла в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности. - срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. - единство обрабатываемого материала и технических приемов. - традиционность форм и опыта. - коллективная природа творчества, избавляющая мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил. - предельная экономия художественных средств. - близость к детскому творчеству. - нарядная декоративность, праздничность впечатления. - при малочисленности сюжетов обилие их вариантов. Мастера, обращаясь к одним и тем же мотивам, интерпретируют их, находят новые варианты. (Литература 22) 3.6 В
этом состоит
их артистизм - сделать ту же самую вещь, что и другие мастера, только
иначе,
чем они, по-своему и лучше. 3.7
С
середины
60-годов Архангельский союз художников, областной дом народного
творчества,
областной и районные музеи ведут работу по обследованию старинных
центров
Севера, деревень и сел Архангельской земли, выявляя потомственных
мастеров,
владеющих навыками традиционных ремесел. 3.8 Современное
творчество северных мастеров сегодня широко известно. Ему
посвящены ряд альбомов и
теоретических
исследований
специалистов, многочисленные популярные издания. Личность
народного мастера -
хранителя
древней культуры -
пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно
знают и
помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек,
солонок и т.
п. Плетеные
изделия, в основном, сохраняют свое бытовое
назначение: ими
пользуются как в сельской местности, так и городе. 3.9 Запись
разговора писателя О.Ларина с мастером М.Ф.Фатьяновым из Лешуконского
района -
это пример сохранения русского народного языка. "В прежно-то
время, ковды за стол
садились
одну
бересту и видели: блюда,
солонки, ковши, стаканы,
штофы. А
еше на катанки
береста шла, галоши из ей делали. Наденешь на валенки: хорошо идти,
дробко,
ноги в тепле. - толстая, гладкая, прочная, но игловатая, разноцветная - с юга красноватая дак, а с севера - желтая. Эта еще не поспела, на другой год приду. - и третий сорт: толстая, тундроватая, пятнистая, в шадринках вся, в коросте, усикомыми засижена. Этой здесь хоть пруд пруди. Бери, не хочу ... В прежние-то времена, не поверишь, мы лапти из ей плели, из бересты-ти. Лапти плести - не дом вести, наука не хитрая. Для одной ноги пять полос требовалось, мочишь их, окариваешь, заостряешь и в воду. Легче они тоды загибаются." (Литература 34) 3.10 Костылев положил крест-накрест восемь двойных лычек, сложенных так, чтобы внутренняя сторона бересты была лицевой. Придерживая их зажимами, стал плести плотно, клеточку за клеточкой. Когда не было бересты, плел из бумажных ленточек шкатулки, очечник, сумочки… Если протереть лычку тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, заусенцы на них не образуются, береста становится эластичнее, утрачивает сопротивление, да и цвет проявляется активнее. Василий Алексеевич закончил плетение, отгладил и распрямил небольшой коврик из золотистых ленточек, поколотил его колотушкой, свернул в трубочку и стал формировать углы. С помощью пинцета он протягивал свободные концы лычек под соседние клеточки с внешней и внутренней сторон изделия. (Литература 30) 3.11 Считаю своим долгом вспомнить: - Михаила Васильевича Варварского из Конёва; - кудесника Вячеслава Макаровича Трапезникова из Няндомского р-на, Лепша; - Владимира Николаевича Бурчевского подвижника народного творчества, - Валентину Дмитриевну Кузнецову старосту клуба "Берендей", г. Вельск; - улыбчивых и добрых Ивана Кировича Лаврентьева и Евстафия Михайловича Дружинина из того же знаменитого клуба декоративно-прикладного искусства "Берендей"; - Николая Александровича Уварова преподавателя из Няндомы; - народного мастера Сергея Григорьевича Канышева с супругой Леной, обучающей детей плетению, из Каргополя; - народного мастера Александра Владимировича Шутихина из Котласа и многих других мастеров, которые приобщили меня своими изделиями к мастерству плетения из бересты. 3.12 В Северодвинске знаком с следующими коллегами по плетению: - преподавателем широкого профиля Иваном Григорьевичем Клещиным, - пенсионером Григорием Григорьевичем Порошиным, - Владимиром Александровичем Коробковым, - Михаилом Евгеньевичем Стрелковым и другими. 4.2 Сочалка – это старинный инструмент для безопасного снятия лыка с дерева. Простой корень, ветка или подобное из твердого дерева затачивают под двумя углами. Сочалка – это еловый сук для снятия бересты. Его можно сделать и из другой твердой породы дерева. Сочалка по форме аналогична кочедыку, но имеет рабочие плоскости, обрезанные под двумя углами. Край бересты подрывается сочалкой от луба и тянется под углом для получения длинной ленты. 4.3 Нож 4.3.1 Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой. Полотно ножа - косяка, изготовленное из инструментальной стали и хорошо отполированное, имеет длину 50-70 мм, ширину 10-лезвия. 4.3.2 Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм. (Литература 2) 4.3.3 Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко зернистом бруске, правят на оселке, придавая ножу такие же движения, как при заточке на бруске. 4.3.4 После заточки и правки инструменты насухо вытирают, укладывают черенками в разные стороны, чтобы не повредить острие, и заворачивают в толстый холст или хранят в специальном футляре с карманчиками. Под режущие кромки следует подкладывать поролон. Для предохранения от ржавчины полотно режущих инструментов необходимо слегка протирать маслом. (Литература 2) 4.3.5 Применяются и специальные ножи-резаки с ограничителями, расположенными на длинной рукоятке. Режущая часть лезвия не должна выступать над ограничителями больше чем на 2,5-4 мм, в зависимости от толщины бересты. (Литература 23) 4.3.6 Ещё удобнее резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
4.4 Ножницы 4.4.1 Ножницы в старину были кованными с большими кольцами-ручками для пальцев, чтобы не получить постоянные мозоли. 4.4.2 Хозяйственные ножницы необходимы плетельщику для выполнения многих операций при изготовлении изделий. Удобны в работе прямые ножницы средней длины с ручками, имеющими пластмассовое утолщение. Все режущие инструменты (ножницы, ножи, просечки и т.п.) должны быть хорошо заточены и направлены. Режущая кромка (лезвие) образуется пересечением граней. Грани режущего инструмента первоначально затачиваются на наждачном точиле (можно на крупно зернистом бруске). Уже на этом этапе надо стараться выдерживать нужный угол заострения и форму лезвия и следить за тем, чтобы фаски были ровными без следов заовалирования. 4.4.3 Образующиеся на гранях (лезвиях) заусенцы удаляют на брусках с более мелким зерном. Все бруски перед заточкой смачивают водой. Окончательную правку производят на гладком ремне. Полируют лезвие инструмента на войлочном круге или на деревянном бруске, смазанных пастой ГОИ. 4.4.4 Острая грань (лезвие) даёт чистый блестящий срез, а недостаточно отточенная – матовый, возможны замятины. 4.5 Зажимы 4.5.1 Простые зажимы изготавливаются из веток березы. Нарезают десяток палочек длиной около 100 мм и диаметром около 10 мм, не снимая коры. На середине будущего зажима можно наложить бандаж из капроновой нити или медной проволоки, а затем разрезаем и расщепляем ? длины палочки. Также вместо бандажа можно просверлить отверстие в средней части, чтобы не раскололась палочка при расщеплении. Концы этих зажимов лучше заострить. Две пересекающиеся берестяные ленты, вставленные внутрь щели, плотно удерживаются таким зажимом. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г.
| |||
4.5.2 Прекрасно можно использовать радиозажимы типа «крокодил», которые продаются в радиотоварах. Только необходимо срезать, сгладить острые зубцы напильником, чтобы они не оставляли следы на мягкой берёсте изделия. 4.5.3 Также вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки для крупных изделий, а при работе над мелкими вещами – канцелярские скрепки. (Литература 15) 4.5.4 Для плетения необходимо иметь минимум 8 зажимов. Для изделий из большого количества лент требуется использовать больше зажимов. Кочедык (кодочиг, коточик, …) – лапотное шило, свайка. Не спеши языком, торопись кочедыком. Его отсель кочедыком не выковырнешь. (Литература 8) 4.6 Основной
инструмент, применяемый при
плетении из бересты, плоское шило с крючкообразным изгибом. В различных
областях России его называли по-разному: коточиком, костыгом, свайкой,
кодочиком, кочедыком, или же просто
лапотным шилом. Но все же
более известно плоское шило как кочедык. (Литература
15) | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г.
| |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г.
| |||
4.7 Сапожное шило (круглое) используется для прокалывания бересты перед сшиванием, а также в роли карандаша для разметки. Круглое шило применяется разного диаметра для проколки плетения в местах крепления ручек и обшивки края изделия или сшивки частей изделия. 4.8 Шаблоны 4.8.1 Шаблон – лекало по форме представляет собой точную копию внутренней стенки корпуса изделия. Применение шаблонов обеспечивает правильную форму и стандарность однотипных изделий, ускоряет процесс их изготовления, упрощает работу. (Литература 18) 4.8.2 Металлический шаблон ширины ленты необходимо использовать для ровного подрезания второй кромки ленты. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
4.8.3 У каждого мастера имеются свои приспособления для получения лент одинаковой ширины. Конструкция лентореза, предлагаемая мастером Трапезниковым, состоит из широкой доски – основания длиной 110-120 см, к кромке которой прибита ограничительная рейка. Пластина бересты с одним ровным краем прижимается к рейке и лента обрезается ножом с односторонней заточкой лезвия и с ручкой, имеющей толщину равную ширине ленты. (Литература 24) 4.8.4 Для изготовления плетеных изделий одинаковых размеров применяют шаблоны и формы. Так для изготовления прямоугольных корзин требуется рама соответствующей величины. Формы требуются для изготовления любых одинаковых изделий. Если нижняя часть шире верхней, то готовят специальную разборную форму, состоящую из отдельных деталей, вставляющихся одна в другую. (Литература 16) 4.8.5 Для получения одинакового размера и формы пары лаптей применение шаблона - колодки обязательно. 4.9 Для вымачивания высохшего материала требуется металлический бак или другая подходящая ёмкость. Можно вымачивать бересту и в полиэтиленовом мешке-пакете. 4.10 Очень удобен рабочий табурет с ящиками и поднимающейся крышкой, который предназначен для хранения различных инструментов. (Литература 16) 4.11 Рабочее место 4.11.1 Мастера народных промыслов обычно работают сидя на низеньких скамеечках высотой до 35 см, за низкими верстаками высотой до 60 см. При такой посадке колени резчики находятся выше сидения скамеечки. Мастер может прижимать заготовку к колену или к краю верстака, держать её между коленями, оставляя больше свободы и маневренности руками. Неподалеку от стола нужно иметь небольшой шкафчик, куда можно убрать заготовки, инструмент и материалы. (Литература 2) 4.11.2
Мастер Вешняков
И.В. из села Верхняя Уфтюга Красноборского района
конец
ленты пропускал между сжатых колен из лежащего на полу клубка. Левой
рукой он
тянул ленту вверх, а правой, держащей нож, ровнял кромки ленты по
ширине и
срезал различные неровности на поверхности. 5.1 Дух созидания воспитывает у человека знание, чувство материала и умение с ним обращаться. Прежде всего, материал надо уметь правильно выбрать. Для каждого материала свой срок заготовки. Так на Севере лучшим временем заготовки бересты считается июнь, когда цветет рожь. В это время мастера снимают сколотни и отслаивают бересту от ствола березы. Мастер М.Фатьянов на Мезени выбирает для этого деревья, растущие на высоком месте. Снять березовую ленту для плетения нужно с умением, так чтобы Н Е П О В Р Е Д И Т Ь Д Е Р Е В О ! (Литература 17) 5.2 Саргу - берестяную ленту срезали со ствола березы среднего размера, возраста, растущей на почве умеренной влажности при средней освещенности солнцем. Срез ведется по спирали, что позволяет получить саргу в несколько метров длиной. Хранили эту ленту в больших клубках, чаще всего на чердаке. (Литература 5) 5.3 Заготовка бересты – верхнего, эластичного слоя коры березы проводится в мае - июне. Период "линяния", когда она легко отстает от набухшего основного твердого слоя коры. (Литература 15) 5.4 Снимают бересту с погибших берез: упавших или сухостойных. Среди упавших нужно выбирать такие, у которых древесина еще крепкая, а слой камбия, находящийся между стволом и берестой, уже разрушился, а значит и кора легко отделится от ствола. Сделав надрез, под берестой вы обнаружите темно-коричневый, рыхлый слой камбия. Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У упавших деревьев (погибших) внутренний слой бересты окрашен в красно-коричневый цвет с различными оттенками. (Литература 15) 5.5 В мае пьют и заготавливают берёзовый сок, который является лекарством от весеннего авитаминоза и других недугов. Побежал по березам сладкий сок - самая пора снимать бересту. Умельцы делают это осторожно. Главное не повредить луб, не загубить дерево - взрослую березу. Луб почернеет, сохранит ствол. Лыко двоится или троится - это плохое лыко на березе. Будет полный лист на березе, и снимать лыко не рекомендуется. В окрестных лесах там, где вырубают просеки или делают санитарную прочистку леса, можно в любое время заготовить столько бересты, что на сотни поделок хватит. Лыко толщиной более 1.0 мм придется расслаивать при подготовке материала к плетению. 5.6 Идя в лес, надо помнить, что в конце мая, в начале июня уже много комаров. Следовательно, необходимо взять мазь от мошек и комаров, одеться соответствующим погоде образом, а брючный ремень шириной около 25 мм поможет сделать четкую спиральную линию на стволе березы при заготовке длинных лент. В России произрастает около 40 берез: бородавчатая, пушистая, бумажная, желтая ... Качество заготовленного материала определяет в основном и качество изготовленного изделия. Лист березовый бывает гладкий или шершавый на язык. Гладкий лист блестит. Это и надо искать. 5 .7 Места заготовки соковой бересты и ее временное складирование в лесу устанавливается лесхозом, при этом требуется соблюдение действующих правил по заготовке лесохимического сырья в лесах РОССИИ: 1 Заготовка бересты допускается с растущих деревьев на отведенных лесосеках за 1-2 года до их рубки, за исключением деревьев, предназначенных для заготовки фанерного кряжа и спец сортиментов. 2 Валка деревьев с целью заготовки бересты запрещается, за исключением случаев, когда заготовка совпадает с рубкой на лесосеке, что должно быть в каждом случае согласовано с лесозаготовительными организациями. 3 Снятие бересты с растущих деревьев должно производиться в весенне-летний и осенний периоды не более, чем до половины общей высоты дерева без повреждения луба. 4 Снятие бересты с сухостойных и валежных деревьев может производиться в течение всего года на всей территории гослесфонда. 5 Сортировка и складирование бересты допускается на ближайших просеках и других открытых местах, которые очищаются заготовителями бересты от отходов сортировки в сроки и способами, указанными в лесорубочном билете (ордере). (Литература 23) 5.8 Период готовности березы, в течение, которого береста легко отделяется от зазелени, не постоянен и зависит от почвенных, климатических и других условий, характерных для каждого года и района. Обычно интенсивное сокодвижение начинается со второй половины мая и продолжается 25 - 40 дней. 5.9 Перед
началом заготовки бересты определяется
готовность ее для сдирки, для чего на гладкой части ствола делают под
углом два
надреза на всю глубину слоя коры. Если
кора (береста) легко отделяется, можно приступить к массовой заготовке
бересты.
В противном случае заготовку отложить пока кора не начнет отделяться от
дерева
без напряжения. 5.10 Надрезы на стволе следует делать осторожно остро отточенным инструментом (резаки, ножи) без разрывов и задиров. При надрезе вдоль гладкой части ствола березы следует прорезать лишь белый пробковый слой коры. Нижележащий лубяной, а тем более камбильный слой не должны быть прорезаны или повреждены. (Литература 23) 5.11 Разрешается
снимать бересту с деревьев диаметром от 12см на высоте груди и не более
половины ствола по высоте дерева. Процесс заготовки бересты с растущего
дерева
несложен. Однако, он требует навыков в работе, особенно при
производстве
надрезов вдоль ствола дерева, даже при выполнении этой операции ножами,
резаками с ограничителями. 5.12 При
правильном
выполнении операции надреза и снятия бересты с растущего дерева без
повреждений
камбиального слоя через 7 - 8 лет под зазеленью вырастает новая
зазелень и
береста, без каких-либо вредных последствий для дерева. Если при
продольном
надрезе был поврежден камбиальный слой, то он засыхает. По обеим
сторонам
надреза образуется полоса древесины, которая легко загнивает. Гниль
способна
распространиться вверх и вниз по стволу. (Литература
23) 5.13 В период интенсивного сокодвижения в чистых густых березовых насаждениях при среднем возрасте березы 40-60 лет один человек за рабочий день может заготовить до 150-200 кг бересты. При неблагоприятных условиях заготовки: в рединах, на заболоченных площадях, в насаждениях с примесью других пород за восьмичасовой рабочий день заготовляется не более 50-60 кг товарной бересты.(Литература 23) 5.14 А на взрослых деревьях береста через 3-4 года восстанавливается. Старый луб чернеет, отколупывается, а под ним уже свежая береста. Береза не сохнет, если правильно бересту снимать в конце сокодвижения. Луб нельзя повреждать, может засохнуть дерево. (Литература 20) 5.15 Время заготовки бересты - летний период сокодвижения, который начинается в середине июня и продолжается до второй половины июля. (Сомневаюсь, т.к. у нас раньше). В это время она легко отделяется от внутреннего слоя коры. Лучшая береста бывает в умеренно влажных и тенистых местах. На сырых, болотистых участках береста получается непрочная с шероховатостями, множеством мелких и крупных почерневших игл (черточек). На березах, выросших на опушках, лугах и полянах, открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна и непригодна для плетения.(Литература 18) 5.16 Бересту заготовляют на лесосеках с растущих деревьев, предназначенных к валке, или с только что сваленных. Ее снимают листами, склотнями (цилиндрами) и узкими лентами. При заготовке листами делают разрез бересты по всей гладкой поверхности ствола, ножом слегка отгибают края и руками снимают всю бересту вокруг ствола. Величина листов зависит от диаметра березы и гладкости ствола. При снятии на большой высоте с растущих деревьев надрез делают со стремянки или с земли ножом, насаженным на длинную палку, снимают бересту концом палки, заостренным в виде лопаточки. (Литература 18) 5.17 На
растительное сырье в отдельных республиках разработаны республиканские
стандарты. На Украине имеется республиканский стандарт "РСТ
УССР 1649-84. Сырье растительное."
Этот стандарт распространяется на прутья ивовые, тростник, рогоз,
стебли сорго,
солому, осоку, бересту. Бересту
снимают листами, сколотнями (цилиндрами). Заготовке подлежит береста
ровная, с
небольшими полосками естественного рисунка желтовато-белого или
розового цвета,
без болезненных утолщений, наплывов, порезов, шероховатостей, крупных
почерневших мест. 5.18 Старые
Мастера тянут ленту левой рукой в одну
сторону без надрезания бересты, используя лопаточку (сочалку) в правой
руке.
Лопаточка имеет скос по поверхности, прилегающей к стволу березы, и ею
делаем
отслаивание и подрывы края бересты. Направление
и усилие определяются опытом, практикой, когда
тянут лыко
одной рукой без использования
ножа. Дерево
выбирают с наименьшим количеством сучков, колен,
суставов,
вздутий. Чем ровнее ствол, тем лучше. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
5.19 Конечно, немалую роль в моем ремесле имеет и качество материала. Для начала бересту надо в лесу заготовить. Пятнадцать дней в году, в начале лета, нужно её брать. Лучшая береста для заготовок – на крутых боровых склонах, в смешанном лесу. Там она плотная, слоистая, эластичная. Совсем не годится кора, взятая у берез на равнинах и болотистых местах. Потом бересту надо подсушить, спрессовать под гнетом, нарезать на ленты, отделить ненужные слои. С бересты можно снимать до десяти тончайших слоев. Она податлива и пальцы сами чувствуют, какой слой необходимо снять. Толщина ленты зависит от того, какую вещь собирается мастер плести. Подкраски не допускаю…. Вот многие называют мой материал берестой, я же называю его берёстой. Так и в народе у нас, её называют. (Литература 30) 5.20 Категорически запрещайте снятие коры с берез в зонах отдыха людей, на берегах рек, озер, вдоль дорог и в других подобных местах, так как нарушается прекраснейшая "картина Русской природы", которая постоянно радует нас при поездках на поезде, в автомобиле или при пешеходных прогулках в лесном природном санатории. "Зеленая зона города" распространяется от жилых кварталов до Онежского тракта, идущего от д. Рикасиха до д. Солза. Дальше располагается территория садово-огороднических товариществ. 5.21 При заготовке материала всегда надо помнить об основных правилах техники безопасности: 1 лезвия режущего инструмента очень остры, поэтому по линии реза не должны находится пальцы, руки, колени и т. п. 2 береста является пожароопасным материалом и легко возгорается, а огонь в лесу хитер и коварен. 3 "собираясь в лес на сутки, бери продукты на .... " и не забудь о компасе, о теплой одежде и т. д. 4 при декоративной отделке изделия, используя токсичные лакокрасочные материалы, соблюдай предохранительные меры защиты. 5.22 С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных черточек. На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно влажных местах, в умеренно тенистых лесах.(Литература 25)
6.1 Снятую листами бересту сушат в тени в течение 1,5 - 2 часов, укладывают в пачки по 50 штук и перевязывают шпагатом. Хранят ее в кипах под гнетом в помещении, защищенном от ветра, солнца и сырости. При хранении в сырых, непроветриваемых помещениях она покрывается плесенью, затем на ней появляются темные и беловатые пятна, а при длительном хранении на открытом месте становится белой, совершенно непригодной для плетения. В прохладном, затемненном, сухом помещении бересту можно хранить 5 лет и более. (Литература 18) 6.2 Берестяные ленты (саргу) долго хранить не следует. Через 2-3 дня после среза с березы саргу необходимо подравнять ножницами (ножом) по ширине. Саргу желательно хранить в прохладном, затененном помещении свернутую в клубки или рулоны. Лучше на чердаке хранить. 6.3 Бересту с одного дерева надо скрутить в один клубок, так как с каждого дерева получаем ленту различного цветового оттенка и различной толщины. 6.4 Пластины складываются вместе и хранятся они стопками под грузом. Клубки делают с отверстием. Мастер Вешняков одевал их на палку и нес домой из лесу на палке через плечо. Отверстие служит для проветривания и сушки материала. Внутренний диаметр рулона, клубка необходимо делать не менее 5 см. Скручивая материал в клубки или рулоны, мы частично распрямляем снятую кору. Для изготовления туесов (бураков) рулоны для хранения скручивают лицевой стороной наружу и поперек. 6.5 Хранят заготовки в прохладном, затененном помещении. Укладывают бересту в пачки, чтобы внутренняя часть одной заготовки, не скручиваясь, ложилась на наружную часть другой. На пачки сверху и снизу накладывают деревянные бруски и стягивают их веревками. При таком хранении береста распрямляется. 7 Подготовка берёсты к плетению 7.1 При долгом лежании берестяная лента твердеет и затем резать ее будет гораздо труднее. Вначале подготовки обрезают, выравнивают один край ленты ножницами, а поверхность ножом освобождают от различных наростов. Далее ленты необходимо нарезать по разметке или по шаблону, или ленторезом, или дисковыми ножницами и рассортировать по ширине полосок: 30мм и шире - для крупных вещей; 30 - 25 мм - для лаптей мужских размеров; 25 - 20мм - для лаптей 38 - 36 размеров; 15мм - для изделий средних размеров; 10мм и менее - для сувенирных, малогабаритных поделок. Затем мастера ленту распрямляют, верхнюю и тонкую пленку удаляют, а внутреннюю поверхность выглаживают, ошкуривают и делают ее лицевой стороной берестяных изделий. Мастера скручивают ленты белой наружной стороной наружу клубка. При скручивании лент лицевой стороной наружу береста не выпрямляется. Всегда кора березы сама скручивается лицевой стороной наружу. Внутреннюю часть бересты надо подсолнечным маслом протереть, чтоб не сохла, мягче была. Если бересту распарить, она скрутится и все. Так раньше поплавки для сетей "варили". (Литература 20) 7.2 Перед употреблением с бересты снимают наружный слой и отслаивающиеся куски. В зависимости от назначения раскраивают на заготовки, для плетения режут на ленты. Для лучшей гибкости и скольжения берестяные ленты смачивают смесью, состоящей из равных частей льняного (можно и подсолнечного) масла и керосина. (Литература 18) 7.3 Полоски желательно рассортировать по толщине. При наличии наплывов, наростов, и т. п. их необходимо срезать ножом, выравнивая плоскость полосок. Ленты режут по ширине на две-три полоски, в зависимости от назначения будущего изделия. Полоски нарезают по требуемой длине и концы полосок несколько штук сразу необходимо заострить. Хранят их в расправленном виде под гнетом. Толстые ленты расслаивают до необходимой толщины. Высохшая береста слоится сама, если ее закрутить в противоположную сторону. Перед употреблением бересту сортируют и раскраивают по шаблонам ножницами. Если береста засохла при длительном хранении, то ее необходимо подержать в горячей воде. За 10-30 минут она становится эластичной, как пластикат или резина. При этой операции вода темнеет, и все поверхностные слои бересты принимают более темный, коричневый, т.е. светло-коричневый цвет. Если снять верхний слой, то внизу вскрывается натуральный цвет. Двухоттеночные полоски расширяют декоративную отделку изделий. (Литература 2) 7.4 Лыко любит масло. При длительном (более месяца) хранении не помешает провести промасливание подготовленных полосок. Использовать можно подсолнечное масло. Следует намочить фланелевую тряпочку в масле и ею протирать одновременно обе стороны. Свернуть полоски вновь в клубки и желательно сложить их в полиэтиленовые пакеты для длительного хранения. Льняное масло встречается в продаже реже, но его чаще в старину применяли. У каждой хозяйки имеется отстой-остаток пищевого растительного масла, который годится для наших целей. Масло придает поверхности бересты более темный оттенок и благородство (почти замша). 7.5 Без масла береста становится хрупкой, ломкой и её надо замачивать в воде, если она влажной не хранилась в полиэтиленовом пакете. Через несколько часов нахождения в воде сухая береста становится эластичной, гибкой, готовой к плетению. Замачивать надо клубок или упаковку полосок целиком, чтобы полоски (ленты) не скручивались. Хороший материал не замачивают, а смачивают тряпочкой перед самым началом и во время плетения, применяя мыльную воду. 8.1 Легенда о "секретах", которые мастера якобы тщательно хранили от посторонних, придумана ленивыми либо бездарными для оправдания себя. Никогда русские мастера и умельцы, не держали втуне свое умение. Другое дело, что далеко не каждому давалось это умение, а мастер был строг и ревнив. Он позволял прикасаться к делу лишь человеку, истинно заинтересованному этим делом, терпеливому и не балоболке. Бездарному и ленивому и вовсе не понятно, почему человек может не часами даже не днями, а неделями трудиться над каким-нибудь лукошком. (Литература 3) 8.2
Свойства податливого
мягкого материала
определяют технику плетения из гибких берестяных полос. Для плетения не
требуется большой силы в руках, качество работы гораздо больше зависит
от
правильного усвоения приемов работы. Получить
удовольствие от занятий этим ремеслом может как молодежь, так и люди
преклонного возраста. Для лучшего
взаимопонимания условимся о небольшой терминологии. Косое
плетение - квадраты плетева
расположены на стенках изделия так, что
диагональ квадрата параллельно горизонтальной или вертикальной линии
изделия. 8.3
Осваивать приемы
работы надо с
прямого
плетения. Прямое плетение считается проще, чем косое (диагональное), но
если
развить его, то можно получить очень высокохудожественное изделие.
Обучение
плетению можно начать на полосках бумаги (ватмана), картона, прессшпана
или
другой плотной цветной бумаги. Ширину полосок желательно выбирать 10 -
15 мм. Готовое
изделие из ватмана желательно окрасить, что придает изделию жесткость и
привлекательный внешний вид. 8.4.1
Основное начало плетения изделия можно назвать "ковриком". Такое
начало используют при изготовлении корзин,
пестерей, хлебниц и т. п.. Две, четыре, шесть, восемь и т. д. полосок
собираем,
складываем, протягиваем, переплетаем на горизонтальной плоскости.
Лицевая
сторона ленты бересты должна быть сверху и эта полученная поверхность
будет,
например, дном внутри корзины. Очень важно проверить размеры коврика,
иначе
изделие будет стоять на двух ножках, а не на четырёх. Размеры по
вертикали и
горизонтали должны быть одинаковыми, а также и размеры двух диагоналей
коврика.
До изготовления углов можно всё выровнять с помощью кочедыка. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.4.2
Второй вариант начала плетения заключается в том, что подготовленные
ленты в
середине длины перегибаем под углом 90 градусов, складываем и
переплетаем. Это
начало применяется при плетении лаптей с народным названием
"четверик" или "пятерик". 8.4.3 Более сложное начало плетения применяется при изготовлении лент-закладок для книг, ремней к пестерю, берегинь, ремешков, поясов и др. Берем две длинные ленты и перекрещиваем их в средней части под углом 60 градусов. Далее начинаем перегибать и переплетать имеемые четыре конца в последовательности указанной на этих рисунках. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
Более подробно эти варианты рассмотрены в современной литературе, например, в книжке В.В. Финягина “Изделия из бересты”, М., АСТ «Астрель», 2001. 8.4.4 Для начала плетения звуковых рожков, “ объемных ” браслетов и т. п. применяются другие способы, которые Вы можете изучить, увидев изготовленные изделия. 8.4.5 Бесконечно
творчество
мастеров плетения в нашей
России. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.4.6 Дальнейшая
технология
продолжения плетения и другие
варианты начала
плетения рассмотрены далее. 8.5.1 Освоив оформление края, кромки изделия, уже можно самостоятельно сплести многие вещи. Кромка изделия должна быть ровной и крепкой, т. к. она чаще всего имеет повреждения при использовании изделия в хозяйстве. 8.5.2 Край прямого плетения делается обязательно с добавлением третьей полоски или тонкой ивовой вицы для корзины, лукошка. В настоящее время мастера добавляют внутрь плетения кромки проволоку из нержавеющих материалов. Для практики возьмем "коврик" и оформим его края. Дополнительная, короткая (на длину кромки), средняя полоска не дает возможности расходится крайним "квадратам" изделия. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент). Такой прием плетения придает изделию твердость и прямолинейность оформленного края. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.5.3 Края
прямого или косого вида плетения можно
оформить "зубчиками". Это оформление кромки используем для плоских и
объемных изделий, для солонок, шкатулок, конфетниц и т. п. "Зубчики"
желательно сжать и оставить их в зажимах. Изделие подсохнет, и край
будет более
плоским. Можно зубчики прижать шпагатом, резинкой к шаблону, который
вставлен
внутрь изделия. Также зубчики можно прогладить утюгом. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.5.4 Следующее оформление края изделия применяется достаточно редко из-за малой прочности и в основном используется для плетения закладок для книг, лямок, поясов и т. п. Цвет и внешний вид поверхности у длинных лент с двух сторон желательно иметь одинаковыми. Дополнительная полоска вставляется внутрь края для прочности. 8.5.5 Наиболее
распространенное оформление края
изделия применяется при плетении
корзин. Все ленты кромки перегибаются и вплетаются в поверхность
изделия. Перед
этим в край при плетении прикладываем элемент жесткости, т. е. вицу,
полоску,
проволоку, шпагат или другой материал, закрепляя его временно зажимами. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.6.1 После освоения техники плетения плоских изделий начинаем изучать приемы плетения углов необходимых для получения объемных изделий. Самый простой в исполнении - прямой угол под 90 градусов. Из сделанного ранее коврика поднимаем все концы полосок вертикально вверх и соединяем их в пучок. Берем дополнительные полоски и вплетаем их в вертикальные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие. 8.6.2 При косом плетении прямой угол под 90 градусов получаем также из коврика. В выбранной точке угла изделия переплетаем полоски попарно, т. е. 1-2, 3-4, поднимая закрепленные зажимами углы коврика вверх. В местах переплетения полосок необходимо вставлять еще по зажиму на каждый угол, а если изделие большое, то используется дополнительное количество зажимов. На рисунке ясно видно, как оформляется угол. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.6.3 Плоский угол из согнутых попарно на 180 градусов полосок получается путем перекрещивания их под углом 90 градусов.Затем приплетаются остальные полоски с одновременным разводом поверхностей сторон будущего изделия. Этот угол применяется для получения хвостика у солонки-уточки. Два зажима устанавливаются в обе плоскости в указанные места на этом рисунке. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.6.4 Совершенно плоский и достаточно сложный в изучении угол под 90 градусов получается из коврика. Коврик перегибаем пополам по диагональной линии изгиба, на которой образуется угол. Затем переплетаем с одновременным изгибом две крайние полоски. Эти углы применяются при плетении изделий типа футляров для очков, чехла для ножа или точильного бруска и т.п. 8.7 Плетение ручек, лямок, ремешков и т. п. 8.7.1 Для ручек корзин или лямок пестерей простейшая конструкция состоит из нескольких лент. Три, четыре или более лент, свернутых в согнутый обруч, обвиваются длинной другого цвета лентой, как показано на рисунке. Для корзины ручка изгибается, в имеющиеся петли протягивается сыромятный ремешок-шнурок, который прикрепляется к краю корзины через проколотые отверстия. Такая ручка складывается внутрь корзины, а корзина - в пестерь или кузов, занимая немного места в лесных походах. 8.7.2 Ручка у корзины, которая рассмотрена в разделе 9.4, плетется по такой же технологии. Выбирается лента бересты более толстая и твердая. В корзине делается два разреза для протаскивания основы ручки, и затем она оплетается длинной лентой другого оттенка. Некоторые мастера на наружную сторону основы ручки вставляют полосу, разрезанную вдоль пополам, и оплетают ручку снаружи в шахматном порядке. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.7.3 Лямки
для пестеря в д. Нижмозеро плели из
качественной бересты. Вначале делали основу из лент такой же ширины,
что и у
пестеря в виде кольца, которое затем изгибали пополам. Далее оплетали
длинной
лентой всю лямку, как показано на этом рисунке. Это переплетение можно
назвать
“восьмёркой”. Через получившиеся петли на концах лямки пропускали
сыромятную
кожаную полосу и соединяли с корпусом пестеря. Эти лямки получались
достаточно широкими
и при переноске тяжелой ноши не натирали плечи хозяину пестеря. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
8.7.4 Различные современные ремешки, закладки для книг, полоски, обручи на голову – плетежки из двух, трех, четырех, пяти и более лент подробно рассмотрены в литературе 27 и 28. Берестяная повязка на голову – гривна (берегиня) плетется из двух длинных лент, которые перед началом плетения перегибаются пополам под углом 60 градусов. Ленты в процессе плетения наращиваются приплетением дополнительных лент. 9 Основные
виды изделий Потренируемся в оформлении краев этого плоского и простейшего изделия, которое делается из коврика. Размеры подставки зависят от ширины и количества выбранных полосок. Набираем для коврика 7 вертикальных и 7 горизонтальных полосок или 10 х 10 полосок и т. п. Полоски
лицевой стороной кладем вниз и перегибаем все на себя. Если не сгибать
ни
одного квадратика по диагонали, то получится квадратная
подставка.
Перегибаем полоски по принципу, откуда
пришла полоска туда и уходит по своему
следу. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
Несмотря на
кажущуюся простоту многих изделий из бересты в технике их плетения
немало
секретов. Для самого простого изделия - лукошка берем четное число
полосок
вертикальных и переплетаем их с таким же числом горизонтальных полосок.
Ширина
полосок и их количество зависят от художественного вкуса мастера и
конечной
цели - получаемого изделия. Длина полосок равна двум диагоналям дна
лукошка
плюс четыре высоты его края. Для нашего
лукошка берем 16 полосок шириной меньше 20мм и плетем коврик. В угловых
линиях
пересечения полосок устанавливаем 4 зажима, а наименьшее количество
зажимов
потребуется 8 штук. Затем формируем углы, устанавливая еще 4 зажима на образующихся боковых стенках напротив угла. Дно уплотняем и плетем боковые стороны на желаемую высоту, например, на две диагонали, считая по углу от дна лукошка. Далее из проволоки, вицы или толстой узкой полоски берёсты делаем обод - каркас для края лукошка. Желательно концы вицы срезать наискось и связать прочной ниткой. Этот обод через дно поднимаем на высоту 1,5 или 2 диагонали и закрепляем зажимами. Ленты плетения загибаем наружу лукошка и формируем край. Сторона лукошка и высота его должны быть пропорциональны. Например, отношение 1,618 к 1,0 - это золотое сечение. В результате плетения верхний край лукошка имеет форму круга. По окружности вплетаем один ряд лент в одну сторону, а затем второй ряд в другую сторону. После этого желательно выровнять все изгибы диагоналей по краю лукошка, чтобы они были в одной плоскости. Затем надо вплести все ленты по стенкам, а далее и в дно лукошка в любой последовательности. Концы полосок вплетаем (выковыриваем) в дно в три слоя. Лишнюю длину обрежем или сделаем повороты и вплетем в поверхность дна и стенок. Пpи необходимости переноски лукошка делаем ручку, как у корзины, или пpикpепляем пояс (ремень) для подвешивания лукошка через плечо. Лукошко имеет круглую форму и низкую высоту, а у корзинки прямоугольная форма и достаточно высокая боковая стенка, чтобы вместилось больше грибов или ягод. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
9.2.1 Коробушка Коробушка
достаточно высокое изделие в сравнении с лукошком. Она служит для
различных,
хозяйственных целей. В маленькой коробушке храним пуговицы, а в большой
–
катушки с нитками. Сделаем её высотой четыре диагонали, при размере
дна,
сплетенном из лык 10 х 10. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
9.3.1 Этот
образец хлебницы сфотографирован в музее
г. Северодвинска и снимок имеется в юбилейном альбоме "Северодвинск -
50". | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
9.3.2 Хлебница автора П.В. Черепанова находится в музее г. Москвы. Она сплетена из белых и темных полосок шириной 10-20 мм, украшена двумя рядами треугольничков по всему периметру. Плетем вначале коврик из 14 вертикальных и 14 горизонтальных лент. Далее формируем четыре угла и плетем боковую сторону, сильно затягивая ленты, добиваясь плетения квадратиков не под углом 90 градусов. В результате получим расширение в верхней части изделия. Высота хлебницы сделана в четыре диагонали. Треугольники делаются одной лентой, но другого цвета, чем основное плетение. На этом же рисунке показан вариант вплетения одной лентой косых четырёхугольников и треугольничков. В этом случае можно закрепить два прутка жёсткости по всему периметру изделия. | |||
Руководство по плетению из
берёсты. Автор Пятков А.И. г. Северодвинск 2006 г. | |||
9.3.3 Другая
хлебница
сплетена мной по заказу и хранится у Боровой Е.И. Её конструкция
отличается
перегородкой, разделяющей на две части весь объём. Сплетена из лент
шириной 14
мм и длиной более 95 см. Начало – коврик сплел из 25 лент на 25 и
одновременно
вплетал полоски для перегородки, которая разделяла бы батон от буханки
ржаного
хлеба. Дно хлебницы имело размеры 20 см на 30 см или 10 х 15
диагоналей. Стенки
подняты вместе с перегородкой на высоту 12 см. Крышка – блюдо для
нарезанного
хлеба имеет небольшую высоту и ровный край без зубчиков. Чтобы крышку
закрывать
в одном и том же положении, на одной из боковых сторон крышки и
хлебницы
выплетены две звездочки. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|