gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000082.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Береста в вепс[с]ком быту // Финноугроведение

Публикации - Статьи

Автор: Макарьев С. Л.,1931. Вып. 1.
Информационно-методическое издание « Область культуры» № 11 2003г.
Издается Ленинградским областным учебно-методическим центром культуры и искусства
Адрес центра: http://www.centrkult.spb.ru


     Широко раскинулись вепсы по Озерной области северо-запада Советского Союза. Сейчас они занимают пять до некоторой степени обособленных районов: Тихвинский (бывший Тихвинский уезд Череповецкой губернии с волостями - Пелдушинской, Борисовщинской, Лукинской и Красноборской); Приоятьский бывшая Шапшинская и часть Виницкой волости б. Лодейнопольского округа);Шимозерский (б. Шимозерская волость, ныне входящая в Оштинский район Ленинградской области); Белозерский (в б. Марковской - Тимошинской волости Белозерского уезда) и Прионежский (в Шелтозерско-Бережном районе бывшего Петрозаводского уезда Карельской АСС Республики и небольшой части  Вознесенского района Ленинградской области, примыкающей (к вепскому Прионежью).
     Такова современная расселенность вепского населения при сравнительно небольшой численности 32-34.000 чел. Загнанные в итоге исторических событий в глухие места, отрезанные от других народностей массою озер, рек, возвышенностей, лесных массивов, -вепсы с упорством, свойственным финским народностям, сохранили свои национальные особенности и даже донесли до настоящих дней свой язык, правда, подвергшийся сильному русскому влиянию.      Вепсы в значительной мере придерживаются еще и доныне многих примитивных орудий труда и других первобытных предметов материальной культуры, несмотря иногда на имеющиеся возможности заменить их сравнительно более усовершенствованными и удобными предметами. Особенно это наблюдается в области применения женского труда в домашнем хозяйтве, главным образом, в отношении домашней утвари. Вепская домашняя утварь вообще не отличается особым разнообразием и богатством форм и употребляемого материала.
Обычным материалом, преимущественно местного происхождения, служат: дерево (береза, осина, сосна, ель и т. д.) и глина, сравнительно очень хорошего качества (в районе р. Ояти).
    Нобходимо подчеркнуть, что эти материалы используются довольно основательно. Например, из древесины изготовляют ушаты, ведра, бочки, шайки, кадушки, деревянные блюда (для мяса), ступы (для приготовления крупы), долбленые чашки и многое другое. Корни дерева используются для  плетения кор­зин, отличающихся особой прочностью и возможностью их долгого  употребления. Из толстых корневищ и капа (утол­щения на стволах дерева) выдалбливаются глубокие чаши, солонки и т. д.
    Особенно значительных размеров достигает употребление бересты (кораберезы). Все поделки из бересты в местных условиях весьма удобны и примитивны; благодаря этому, а отчасти благодаря несложности изготовления  и значительным природным запасам этого бесплатного материала, они широко применяются в хозяйственном обиходе вепса. В этой области вепс достиг значительных успехов. Из бересты делается утварь самого разнообразногоприменения. Начиная от простой ложки, которая может быть сделана в любой  момент и с изумительной быстротой, и кончая сложными вещами: ножнами (для  ножей, брусков для кос), солонками (походными), кошелями (заплечными мешками, ранцами), масками для лица, игрушками и даже котлами, в которых можно варить пищу.
     43 года назад в Петрозаводске откуда-то услыхали, что крестьяне Олонецкой губернии занимаются изготовлением самоваров из бересты. За подписьюгубернатора (он же - председатель Олонецкого Губ. Статистического  Комитета) и старшего чиновника особых поручений (он же - заведующий музеем) 25 или 24 февраля 1886 г. был разослан семи исправникам губерниизапрос об этом, состоящий из целого ряда пунктов: «в какой именно местности они изготовляются, как велико число работающих их, какое ониимеют назначение и с какого времени и по какой причине возникла необходимость изготовлять подобные самовары, в каком количестве они ежегодно изготовляются и не идут ли в продажу, если идут, то куда именно, по какой цене продаются и как велика доходность от этих изделий». При этом предписывалось представить 2 экземпляра означенных самоваров.
      Во исполнение этого предписания, исправляющий должность лодейнопольскогоуездного исправника помощник его прислал рапорт от 8 марта того же года,  что «изготовлением моделей самоваров из бересты занимался в Лодейнопольском уезде только крестьянин Шимозерской волости деревни Кленозеро Димитрий Валатай, ныне умерший, не оставивший после себя своих произведений и не передавший своего знания другим лицам». Валатай был вепс.

     Другой исправник, пудожский, от 11 марта того же года представляет в Губ. Стат. Комитет рапорт другого рода, сообщая: «Крестьяне вверенного мне уезда изготовлением самоваров из бересты не занимаются...... (но) во время лесных работ крестьяне иногда, за неимением котла, употреб­ляют бересту,  или березовую кору, которой придают неправильную форму котелка, и на огне  кипятят воду для чая или же варят уху». 26 марта пудожскому исправнику предписано представить для Олонецкого Естественно-Промышленного и Историко-Этнографического Музея два экземпляр  котелка из бересты, которые им и выслан при бумаге 15 июня. Так образовалось дело № 5 1886 года Олонецкого Губе[р]нского Статистического Комитета: «О доставлении самоваров, изготовленных из бересты».
       Характерной особенностью берестяных поделок является их примитивность,резко бросающаяся в глаза, какая-то временность, как бы случайность всех этих изделий. Очевидно, благодаря этому выделяется почти полное отсутствие орнаментики, в других районах и у других народностей доведенной до совершенства. Так, например, у якутов, тунгусов и у многих других народностей прекрасные берестяные изделия богато орнаментированы и даже имеют культовое значение (в жертвоприношениях у якутов). (Материалы Якутской Выставки Академии Наук СССР в апреле 1928 года.)
      У родственных финских народностей берестяные изделия довольно хорошо орнаментированы, например, у марийцев (черемис), как это приводит в своемобстоятельном труде Ю. Вихман (Wichmann. «Beitrage zur ethnographie der tscheremissen». Helsinki 1913).
      У карел и в настоящее время иногда можно встретить отличные вещи (подстаканники, шкатулочки, коробочки и т. д.) с богатейшим орнаментом, который в сочетании с другим материалом, например, слюдой, дает прекрасные образцы национального творчества. Но пока, к великому сожалению, у вепсов этого встретить не удалось.
      Область применения бересты у вепсов весьма обширна. Начиная с домашней утвари, которой выше уже пришлось несколько коснуться, береста употребляется и при других обстоятельствах. Например, при постройке жилища береста употребляется как прокладка под оконными подушками в целяхпредохранения от гниения бревна, лежащего ниже прокладываемой бересты. Или, например, при первых строительных работах берестой накрывают сложенный для постройки каменный фундамент, и только после этого кладутпервый сруб. Делается это также в целях предохранения нижнего венца (нижних бревен первого ряда) от гниения.
     Иногда кусками бересты обивают пазы (щели) и какие-либо небольшие выемы встенах дома, предварительно проконопаченные. Делается это для сохранения в избах тепла. Часто бересту применяют и в других местах постройки, преимущественно в углах соединения бревен.
      Прототипом обивки дверей довольно изящными разнообразными клеенками ивойлоками, несомненно, является береста. Она вырезывается крупными полосами и прикрепляется к наружной стене входных дверей при помощи длинных лучин, прибиваемых к двери мелкими гвоздями. Конечно, особого изящества в этом не видно, но тепло в избе сохраняется лучше, когда двериобиваются подобным образом. В своих промысловых занятиях вепс также нашел удобное применение бересты.
      Так, при рыбной ловле, берестой обвиваются камни с особым предохранительным кольцом, что в общей сложности служит грузилом (kiwesed) для нижней веревки невода. Обычный диаметр грузила 15 см. Иногда диаметр грузила уменьшается в зависимости от ширины невода и веса камней. В  некоторых местах просто обвивают камень без колец, а затем такой камень привязывают к нижней части сетей.
      Для верхней части сетей приготовляют из бересты трубки-поплавки (pulad). Для этого берут полосы бересты шириной около 11,5 см. и отрезают куски длиною 8-10 см., так что кусок получается по своим размерам близкий к квадрату. Такой кусок, обычно, сам свертывается в трубку. При надевании на верхнюю веревку сети, его просто развертывают и дают обвернуться вокруг  веревки. Таким образом, диаметр этой трубки-поплавка 2,5 см. Иногда при рыболовстве употребляются и веревки, приготовленные из бересты, для тяги невода.
      Когда деготь гонят, береста употребляется в кусках больших размеров и взначительном количестве. Ибо деготь для вепса является весьма необходимым средством при многих хозяйственных потребностях (смазка средств передвижения, смазка сапог, изготовление других составов) и - что еще важнее - является предметом вывоза за пределы своих районов. В целом ряде мест, лишенных хоть сколько-нибудь удобных путей сообщения,  где лошадь является единственной возможностью для взаимного общения, -  для верховой езды из бересты изготовляются седла (derewjag); часть седла - из дерева, но главный материал - береста. Седло, обычно, примитивного вида, отдаленно напоминающее седла других финно-угорских народностей. К седлу присоединяются из бересты стремена и подпруга. Применяется  берестяная узда.
      Естественным дополнением к этому виду сообщения служит кошель. Кошель -берестяный заплечный мешок, ранец (рис.). Изготовление его весьма несложно. Вырезаются бере­стяные полосы шириной в 2 см. и сплетаются в  виде кузова с такой же берестяной покрышкой, которая своим свободным концом пристегивается к кузову при помощи особого приспособления, довольно плотно закрывая его сверху. Длина покрышки около 12 см. Приспособление это очень просто: на задней наружной поверхности кошеля приделывается небольшой деревянный колышек, прикрепляемый посредине к кошелю узкой берестяной полосой так, чтобы концы колышка были свободны. К  угловому концу покрышки привязывается веревка и затем, пригнув плотно крышку к кузову, веревку обматывают вокруг колышка; таким образом, просто, но довольно плотно пригоняют покрышку к кузову. К стороне кошеля, примыкающей  к спине человека, приспосабливаются две лямки, сплетенные из берестяных  полос такой же ширины. Лямки надеваются на плечи и затем скрепляются на груди веревкой, чтобы кошель не соскакивал в пути. Длина лямок около 60 см. Нередко вместо веревки употребляется такой же плетеный кусок лямки.
      Применение кошеля чрезвычайно распространено в вепском быту. При всех поездках вместительный кошель является первой необходимостью. При верховой езде кошели часто употребляют по два, на подобие вьюков, т. е. соединенные  вместе веревками и переброшенные по бокам лошади, независимо от кошеля, имеющегося еще и на спине едущего. Рис.1. Кошель. При езде на оригинальном вепском экипаже «редхудед» (геdhuded), состоящем из двух жердей, волочащихся концами по земле, а другими соединенных с лошадью, кошели привязываются к дощатому настилу на этой волокуше. И если принять во внимание плохие пути сообщения, то следует дать вполне справедливую оценку необходимости кошеля и его хозяйственной полезности в местном быту. Высота такого кошеля в среднем 40 см., ширина 33 см. и толщина 24 см.
      В некоторых случаях, помимо распространенного кошеля, употребляется берестяная киса в виде мешка, стягиваемого сверху шнуром. Для плетения ее употребляют более тонкую бересту, чтобы придать кисе необходимую мягкость, подвижность и удобство при переноске разнообразных предметов. В верхнейчасти кисы устраиваются однообразные отверстия для продевания какого-либо  шнура, чаще всего сыромятного ремня, отличающегося особой прочностью. Шнуром, независимо от его материала, стягивают верх кисы, этим самым предохраняя помещенные в кису предметы от выпадения в пути. Кису носят за плечами на подобие кошеля.
     
Затем употребляются с тою же целью короба (гobeh) самых разнообразных  размеров. Короба плетутся из берестя­ных полос шириною 2-3 см.,  покрываемых такой же плете­ной крышкой, но сплетенной от­дельно от короба. Иногда ширина полос доходит до 4-5 см. Эти короба применяются в дорогахпри переездах и дома для хранения различных вещей (белья, одежды,  украшений).
     Рис.2. Бурак для ягод и грибов.
    Короба для собирания ягод и грибов (рис.) несколько видоизменяются. Прежде всего они делаются меньших размеров, нежели короба дорожные и короба для хранения вещей, обыкновенно - высотой до 20 см., шириной 15-18 см. и длиной 25-28 см. с приделанной сверхуберестяной дужкой.
      Рис.3. Набирушка для ягод.
Для детей приготовляются маленькие короба, называемые набирушками (рис.). Часто эти набирушки при сборе ягод берут и  взрослые. Тогда сначала ягоды собирают в набирушку, а затем высыпают в большой короб. Считают, что вследствие этого ягоды берутся значительно быстрее. В действительности же это просто оптический самообман, так как обычно при высыпке ягод из набирушки в большой корзине заметно прибывает ягод, тогда как без набирушки резкого увеличения количества ягод не заметно. Размеры набирушки примерно та­ковы: высота 10-12 см., ширина (диаметр) также около 10-12 см.
      В некоторых вепских районах короба для ягод и грибов называются иначе - бурак (burak), корзина (puzu). Впрочем, корзины, кроме бересты, изготовляются также из лучины.
      Для хранения муки короба делаются преимущественно двух видов: одни - низкие и широкие, специально для отсеивания муки, доходящие в диаметре до 50 см. и высотой в 20-23 см., затем высокие, но значительно уже, только для хранения муки, высотой 35-40 см., в диаметре 30-35.
      Естественным приложением к мучному коробу является берестяный совок небольших размеров (обычная его длина 18-22 см. без ручки). Устройство берестяного совка довольно просто. Обыкновенно берется довольно плотный прямоуголь­ный кусок бересты. С одной из коротких сторон углы загибаются,слегка заходя один на другой. На загнутые углы надевается расщепленная содного конца деревянная обструганная ручка, сжимая согнутые концы бересты расщепленным концом. Для прочности расщепленный конец ручки еще чем либо  связывают, пронизывая бересту. Противоположные углы бересты острым ножом  дугообразно подрезаются - и совок готов. Правда, следует отметить, чтоприготовленный таким образом совок уже постепенно вытесняется деревянным, как более удобным и прочным.
      Рис.4. Бурак для муки.
Вместо совков иногда употребляются простые берестяные коробки. Изготовление их столь же просто. Прямоугольный кусок бересты (дл. 25-27 см., шир. 20-23 см.) в углах сгибается так, чтобы белая поверхность служила наружной сто­роной коробки. Углы пригибаются к  короткой стороне вместе и связываются тонкими берестяными полосками. Получается коробка, часто заменяющая собой совок. В некоторых случаях согнутые углы не связываются, а сжимаются сверху тонкими колышками, расщепленными с одного конца и расщепленным концом сжимающими загнутые углы бересты. Та­кой способ более примитивен, нежели вышеописанный.
     Рис.5. Бурак для воды.
       Типичным для вепсов является бурак для воды (рис.). Форма его весьма близка к форме высокого короба для хранения муки, лишь по размерам он несколько меньше. Его высота в среднем 25 см., в диаметре16-20 см. Как и большинство плетеных берестяных изделий, он плетется из двойной ленты бересты и настолько плотно, что не пропускает воду. Он употребляется при доставании воды из глубоких колодцев, для чего прочно привязывается к длинному шесту проволокой, кожей, веревками или прибивается гвоздями. Не­редко верхний край бурака обшит кожей. В местах течи нашиваются кожаны заплаты.
      Рис.6. Лапоть.
В обуви, кроме изготовления лаптей (stupnjat) (рис.), описание которых дано для марийцев в упомянутой работе Ю.Вихман, береста употребляется и в кожаных изделиях. Например, из бересты делаются стельки(stelkhe), предохраняющие от проникновения воды внутрь кожаного сапога;  затем береста кладется в задник сапога, чтобы придать задней части сапога  большую крепость и устойчивость.
  Рис.7. Солонка дорожная.
В домашнем, хозяйственном обиходе, кроме уже отмеченного, береста служит материалом для чашек, солонок домашних (solonik) и солонок походных (рис.) (Иногда походные солонки охотниками употребляются как пороховницы.). При полевых работах, а в особенности вдали от дома, что является обычным явлением, употребляются ложки (luzik), сделанные из круглого берестяного листа, согнутого в одном месте и скреп­ленного слегка расщепленной с одного конца палочкой. Ложки эти изготовляются с изумительной быстротой и столь же легко бросаются. Служатони обычно не больше одного-двух дней. Примерно одинакового качества с ложками изготовляются «походные» ковши. Именно «походные», потому что в домашней обстановке вепсы имеют кованые ковши не только железные, но и медные, часто очень массивные, весьма далекие по своему материалу и качеству от «походных» берестяных.
      Ковши, употребляемые при отдаленных полевых работах, по своему устройству чрезвычайно примитивны. Берется небольшой кусок бересты (17-25 см.), сгибается вдоль куска пополам, белой поверхностью наружу. Нижние углы (по линии изгиба) вновь сгибаются по наклонной линии в 45° к линии загиба, так что в профиль получается лодкообразный вид. Затем верхние стороны раздвигаются, и вдоль такого лодкообразного ковша пропускается березовыйпрутик, пронизывающий согнутые концы. Эти концы затем несколько сближаются вместе, так что остается только углообразное дно (по длине), а  угловые выступы в обоих концах, дающие представление о лодке, исчезают, вытянувшись перпендикулярно к основной линии изгиба. В некоторых случаях, особенно для родников вблизи дорог, ковш делаетсяменьших размеров (12-20 см.). Их около родников всегда встречается очень много. Иные, приходя к роднику, не пьют из чужого ковша, а очень быстро вырезают себе новый ковш, затем также оставляют его около родника. Иногда описанный только что ковш заменяют коробкой, изготовление которой было описано выше. Единственное отличие здесь - употребление березового прута, пронизывающего загнутые стороны коробки.
      В такой же обстановке употребляют и берестяные котлы, в которых, как это ни странно, варят пищу. Берестяный котел, наполненный водою, подогревают на легком огне. Как правило, делают котлы небольших размеров; обычно вода за­кипает минут через 20-25, и можно снова доливать котел водою. Это до самого последнего времени отмечалось в Пондальском районе б. Белозерского  уезда (В 1923 г. присутствие здесь берестяных котлов отмечалось студентами-этнографами Н.Г.Шпринцин, А.Н.Павловым и др.). Один из таких котлов и в настоящее время хранится в кабинете финно-угро-самоедского цикла этнографического отделения Ленингр. Гос. Университета.
      Для молока и вообще для молочных продуктов - творогу, простокваши, сметаны, масла - из бересты изготовляются общераспространенные туеса, закрываемые сверху довольно плотно круглой дощатой крышкой с приделанной к  ней маленькой дужкой.
       Туеса не имеют какого-либо строго определенного  размера. Высота их варьирует от 20-30 см. при диаметре 10-18 и более см.  Часто размеры туеса зависят от ширины бересты, потому что здесь нужны  полосы, как видно из приведенной примерной высоты туеса, довольно значительной ширины. При полевых работах применение туеса весьма существенно, прежде всегоблагодаря его грошовой стоимости, а затем прочности и большому удобству,чем и вообще отличаются берестяные изделия.
      
Изготовление туеса, конечно, сложнее изготовления ложек, ковшей и т. д.Одно применение трехслойности в туесе уже в зна­чительной степени осложняет дело. Кроме того, для туеса необходима распиловка дерева, чего не требуется при многих других берестяных поделках. Но зато в этом случаеприменяется одновременное изготовление нескольких туесов, т. е. некоторая  рационализация в использовании лесоматериала.
      Для туеса пилятся березовые кругляки требуемой длины. Однако следуетпризнать высоту в 21-23 см. при диаметре в 20 см. стандартными размерами вепского туеса. С таких кругляков весь берестяный покров осторожно снимают, не разрезая его по длине ствола. Снятая трубкообразная береста является основной частью туеса. Следующим моментом работы явится накладывания второго слоябересты одинаковой ширины с первым куском. Этот кусок накладывается белой  стороной внутрь, чтобы таким образом об[е] белые поверхности этих двух частей туеса были соединены вместе. Второй кусок уже не является цельным, он имеет разрез по длине.
      Затем накладываются снизу и сверху туеса две полосы, шириной около 5-7  см., составляющие третий берестяный слой туеса, обращенный белой  поверхностью также внутрь. Эти последние полосы берутся значительно длиннее окружности туеса - для лучшего скрепления частей туеса и для собственного соединения в концах. В некоторых случаях для этой цели употребляют неразрезанные круги, на подобие основной части туеса, но это, правда, сопряжено с некоторыми трудностями.
       Подобрать берестяный круг  точно соответствующего  диаметра трудно, а неточный диаметр вредит устойчивости туеса. По верхнему ребру производят сшивку трех слоев туеса узкой берестянойполоской (0,6-0,8 см.), на подобие сыромятного ремня. Затем пригоняют,  соответственно диаметру туеса, деревянное дно и крышку. К крышке приспосабливают деревянную дужку в виде толстого выгнутого березового прута, соструганного вдоль до половины. Оба конца такого прута-дужки сквозь крышку пропускаются внутрь туеса и на нижней поверхности крышкитуеса скрепляются между собою тонкой палочкой.
      Для ношения точильных брусьев, которыми точат косы, и в особенности для
  ножей, изготовляются берестяные ножны, подвешиваемые к поясу и являющиеся  как бы прототипом современных финских ножен, широко распространенных среди западных финнов (суоми), карел и вепсов. Ножны для косного бруса (hodr) большей частью приделываются к самому косьевищу (косьевище - деревянная часть косы). Размеры ножен находятся в полной зависимости от размеров и формы ножа и брусков. Для плетения употребляются берестяные полосы шириной 0,5-1 см. Изредкаширина полос бывает несколько шире - 1,5 см. 
       Вепс в своих потребностях чрезвычайно экономен и отличается большой бережливостью. Даже поломанную вещь он стремится до последней возможностиисправить, отремонтировать своими силами и материалами. И в этом случае береста играет известную роль местного «ремонтного» материала. Так, например, подгнила где-нибудь около щели стена, - он старается набить  поверх щели берестяные полосы, в целях предохранения от проникновения воды. Если треснул горшок, сейчас же вепсянка берестяными полосами обвивает его и подобный горшок («берестом оверченный») затем служит еще долгое время в вепском хозяйстве.
      Такая же утилизация остатков хозяйственного обихода распространяется и на  другие предметы и материалы, но все же следует отметить наибольшее применение бересты в этой части хозяйственной деятельности вепса. В некоторых случаях береста, сплетенная в виде подставки, подкотельника,  простого квадрата или прямоугольника, употребляется для поставки чугунов,  горшков, котлов и т. п.
      В скотоводстве береста применяется на ошейники (kelrigm) для рогатого скота. На эти ошейники подвешиваются железные и медные колокола, иногда и  деревянные, чтобы при поисках скота по звуку колоколов можно было определить его местонахождение, а в некоторых случаях даже определить, кому принадлежит пасущийся скот. Ошейники сплетаются из полос бересты шириною в 2-2,5 см., одинаковой с дужками ягодных и грибных бураков (коробов).
      Точно такой же ширины и таким же способом сплетаются вожжи. Обычно к концу берестяных вожжей приспосабливается небольшой металлический крючок или  кожаный ремешок, чтобы вожжи одним концом соединялись с упряжью  запряженной лошади.
      Особое «изящество», как это ни странно, отмечается в кнуте (kunut), для которого употребляется небольшая гладко выструганная ножом палочка (до 46  см. длиною в 1,5-2 см. толщины). К одному из концов, при помощи кусочка кожи, привязывается плеть, сплетенная из 9 узких берестяных полосок  (0,7-0,8 см.) в виде плетенной подвижной трубки, длиною до 66 см., при толщине 1,5-2 см. Свободный конец плети скрепляется кожаной полоской, удлиняющей плеть на 7-8 см. (общая длина кусочка кожи 11-12см.). Свободный конец палки обертывается кожей, слегка подрезаемой в виде кисти. Этот кусок кожи к палке привязывается узкой полоской из бересты (ширина ее 0,5-0,7 см.). Причем способ перевязи не простое обматывание, а  узловатая перевязь, продолжающаяся по всей берестяной обмотке конца палки, примерно 5-7 см. Конец палки, соединяющийся с плетью, также украшается кистеобразной кожаной набивкой и берестяной узловатой обмоткой  длиною до 13-14 см. Такой кнут употребляется в более торжественных случаях, а в обычное время заменяется простой палкой с надвязанным куском  веревки или обыкновенным прутом.
    
Кроме того, береста идет на пастушьи рожки, изготовляемые самими пастухами. В этом случае береста употребляется для усиления звуков, издаваемых рожком, как своеобразный резонатор. Затем берестой же обвивают  весь рожок, этим самым придавая рожку законченный вид и особую прочность. Вепские рожки редко изменяют свою обычную форму. Различие между ними лишь по длине - от 20 см. (маленький рожок) до 95 см. (большая труба).
  У вепских соседей в Прионежье, карел, подобные рожки принимают формуоркестровых труб с двойными изгибами, тщательно обвитых полосами бересты 1,5-2 см. шириной и соединенных между собою в 2-3 местах красивымибантообразными полосами.
      Иногда из бересты делают люльки (зыбки) для детей. Правда, берестяных люлек можно встретить немного. Их вытеснили люльки деревянные, частью из выгнутых тонких досок, частью просто сколоченные из отдельных досок, а иногда и просто люльки, состоящие из деревянной рамы, подбитой снизу с некоторым напуском полотном, так что сверху создается мягкое углубление. Все эти люльки, независимо от материала, при помощи веревки подвешиваются к очепу, длинной жерди, одним концом засунутой между потолком и матицей (балкой под потолком).
      Отмечено несколько случаев изготовления берестяных ковриков. Большого  распространения коврики не получают. Их заменяют большей частью ткаными цветными дорожками, а в некоторых случаях голиками (березовыми вениками без листьев), кладущимися около входа снаружи.
     Береста также служит отличным материалом для детских игрушек. Из бересты сплетаются оригинальные детские гармошки (wjandoine), которые, конечно,  никаких звуков не издают, но тем не менее доставляют ребятишкам большое удовольствие. Сплетаются мячики, доставляющие детям вепсов не меньшую радость, нежели городским детям «арабские» и цветные мячи. Правда, эти мячи не отскакивают высоко кверху от удара и не делаются больших размеров. Обычный диаметр берестяного мяча не превышает 8 см.
   Еще большее удовольствие доставляет береста, приготовленная в виде маскарадных масок. Такая маска, одетая каким-либо весельчаком, с привязанными из кудели усами и бородой, несколько разрисованная, при соответствующей костюмировке (вывороченная мехом наружу шуба, овчина, балахон и т. д.) вызывают массу безудержного смеха и шуток. Ряд таких масок хранится на вышеупомянутом финно-угро-самоедском цикле Ленинградского Университета. Наблюдать, чтобы береста служила у вепсов для письма, не приходилось. Но иногда на березах делаются зарубки топором, чтобы узнать какое-либо место.

>
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта