gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000011.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

КОЛЫБЕЛЬ В ТРАДИЦИИ ХАНТОВ И НЕНЦЕВ РЕКИ АГАН. Автор: А. А. Фёдорова

Публикации - Статьи

Опубликовано:
Угры. Материалы VI-го Сибирского симпозиума
"Культурное наследие народов Западной Сибири"
(9-11 декабря 2003 г., Тобольск). - Тобольск, 2003. - С. 466-469.

Оригинальный адрес статьи http://www.northarch.ru/public_5.htm


На сегодня население Западной Сибири представляет собой на столько яркую "разноцветную мозаику", что все более чувствуется утрата традиционной угорской и самодийской культуры. В Ханты-Мансийском автономном округе коренные жители составляют только 1,5% населения. Сохранившиеся компактные туземные группы занимают островки наименее освоенной территории края. В подобном состоянии культура теряет свои механизмы развития, и "если продолжает себя развивать, то как-то в основном по-стариковски или по заказам" [Головнёв 1995. С. 87]. Сегодня на территории р. Аган проживают группы обских угров и самодийцев: аганские ханты - ауэн ях ('реки Агана народ') и лесные ненцы - нещанг ('человек').

     Начало жизни "нового" человека в хантыйской и ненецкой культуре связаны с колыбелью. Именно она служит первым микрожилищем ребенка, с которого начинается познание окружающего мира.

     В хантыйской традиции известны два вида люлек:

     1. Дневная колыбель - хатл'еван онтып. Изготовляют ее из дерева: на дно и спинку идет кедр, на бортики - берёза, поскольку она хорошо гнётся. Дно (питта) сужается к ножной части (длина 40 см). В отверстия, находящиеся в задней стороне спинки, вставляются концы бортика колыбели (высота 36 см), которые закрепляются при помощи ровдуги (кожаной веревки). Бортик (онтап синг) делают из берёзовой доски, согнутой по форме дна. Пришивают его ко дну ровдугой или кедровым корнем. В верхней части бортика и по краям спинки делают отверстия для ремней. Спинка обтягивается куском шкуры оленя (вэтти кой), повторяющим её форму - прямоугольную в нижней части и овальную в верхней. В верхней части спинки иногда вырезается крест, по представлениям хантов, защищающий ребенка от злых духов. С помощью ремней люльку подвешивают к потолку жилища или же, летом, к воткнутому под углом в землю шесту, расположенному так, чтобы ребенок всегда находился в поле зрения кого-либо из старших. В такой колыбели ребёнок находится в сидячем положении.

     2. Ночная колыбель - савун. Имеет вид невысокой прямоугольной коробки, сделанной из бересты. Расширяется к изголовью. Колыбель выполнена из двух полотнищ бересты, углы которой заложены конвертом. Края с внешней и внутренней сторон укреплены двумя черемуховыми обручами. По продольной стороне под обруч заведена полоска бересты и три берестяные петли, в которых закреплена деревянная плашка. Концы берестяной полоски и плашки заведены под углы конверта. Черемуховые обручи пришиты через край сухожильной нитью. Стежки выполнены - два прямых и один под углом, образуя своеобразный рисунок. С внутренней стороны под черемуховый обруч вдоль бортика заложены полосы ткани. К кромкам пришиты четыре пары завязок (кыхын). С внешней стороны дно люльки укреплено двумя широкими полосами бересты, края их с поперечных сторон заведены под обручи.

     Обязательной деталью дневной и ночной колыбелей являются берестяные вкладыши, по форме напоминающие ночную колыбель и пластинки для ног. Вкладыш (внутренний савун) выполнен из двух слоев бересты, сшитых между собой. Один ее край оформлен в виде коробки (углы загнуты конвертом и пришиты к бортам). К краю бортика пришиты петля и завязка из хлопчатобумажной ткани. Вкладышем можно регулировать размеры колыбели. В него насыпают березовую труху. Берестяная пластинка для ног выполнена из двух слоев бересты, сшитых между собой крест на крест сухожильной нитью, и имеет форму полуовала. Кромка пластинки обшита хлопчатобумажной тканью. Используют пластинку как накладку на ноги. Считается, что она придерживает ноги в определенном положении, младенец не может их сгибать, поэтому ножки становятся прямыми.

     На внутренний савун насыпают березовую труху, отличающуюся гигроскопичностью. Заготавливают труху обычно во время сбора ягод. От старой березы или пенька набирают трухи, мнут и складывают в мешочки, обычно их специально шьют из хлопчатобумажной ткани. Набирают ее в ведро, так как "много не заготовишь". На два-три дня подвешивают в доме на просушку, а затем уносят в лабаз. Труху, как только намокнет, меняют. Выносят и высыпают на определенном месте ("детское место"), обычно оно находится на таком же расстоянии, как и туалет, но чуть в стороне. Труху высыпают под живое дерево: под березу - девочкам, под сосну - мальчикам. "Под мертвое делать этого нельзя, так как под мертвое дерево кладут вещи покойника". Считается, что когда вороны прилетают в апреле, то они греют в трухе свои ножки. В настоящее время эта традиция не утратила своего значения: "Как его детское выкинуть в туалет?" [Е. Н. Семейченко (Сардакова), р. Аган, п. Новоаганск, 2002].

     В хантыйской семье три первых месяца ребенок находится в плоской прямоугольной, расширяющейся к головной части коробке, изготовленной из цельного куска бересты. Стенки ее укрепляют черемуховым обручем, к которому привязывают несколько ременных петель. Пропуская через эти петли ремешок, ребенка привязывают к коробке.

     Ненецкая колыбель - муппул. Обычно ее делают из сосны. Овальное дно (нупу нуль сат) состоит из трех досок, борта - из двух изогнутых деревянных пластин. Борта сшивают корнем кедра (шарш) - "из ровдуги только лентяи делали". Дно и борта скрепляют ровдужными ремнями, продетыми через сквозные отверстия. К колыбели (ближе к изголовью) крепят пару деревянных обручей (шевут лях) на ровдужных ремешках. С внутренней стороны к дну колыбели крепится шесть пар ровдужных петель. Для красоты к петлям привязывают металлические кольца. Для завязывания ребенка в колыбели используют веревку для рук (мутчи вытя) и ног (найк ханхля вытя), которые закреплены к дну с внутренней стороны. Дополнительная веревка придерживает обручи (шевут витте). Лямки для колыбели называются вуппул чехме. Размеры колыбели могут варьировать за счет перемены крепления на бортике и дополнительной шнуровки у изголовья. У дна имеется выступ (шеухлен), к которому привязывают веревку для раскачивания. В люльку кладут вкладыш и пластинка для ног (хытый) из бересты. Во вкладыш насыпают березовую стружку. Выбирают "подходящую березу", рубят, делают поленья, которые дома сушат. С них ножом снимают тонкую и мягкую стружку, заготовляемую по мере необходимости. Поверх стружки кладут подшейный волос оленя. Пластина для ног используется не только для выпрямления ног, но и для предохранения одеяльца от намокания. Намокшую стружку и олений волос выносят на одно и то же место (камта). По представлениям аганских ненцев, зимой ворона радуется, в этой кучке ноги греет и приговаривает: "Чтобы детей больше рождалось, я буду в этих кучках ноги греть".

     Люльку всегда делает мужчина. Это может быть родной отец или 'отец пупка' (крестный отец). У ребенка, кроме того, есть 'мать пупка' (пукэн эве), которая делает берестяную коробку для пуповины и последа. Эту коробку относят на специальное место в лес и вешают на дерево: на березу для девочки, на сосну для мальчика. Своих крестных детей пукэн эве называет гэпэку.

     В изголовье люльки кладут мешочек с оленьим жиром (карыным чай верти). Когда ребенок спит, его душа бродит, захочет поесть - поест жира. В колыбель, кроме того, кладут спички, чтобы "огонь ребенка хранил". Раньше вместо спичек клали камешки для высечения огня и трут (нарост на дереве, который легко воспламеняется). Спички кладут сбоку у бортика колыбели с той стороны, где спит мать. Аганские ненцы говорят: "Женщина, как и огонь, ребенка бережет". Колыбель ставят на постель рядом с материнским местом (т. е. вдоль боковой стены дома). В отличие от хантов, ненцы располагают колыбель ножной стороной к выходу или окну. В чуме колыбель подвешивают к одному из чумовых шестов - нюх. Вносят и выносят колыбель вперед головой, поворачиваются с ней вместе только по солнцу.

     До отпадения пуповины (7-10 дней) младенца не кладут в колыбель. В это время он лежит на доске для шитья (20 50 см), которую застилают оленьей шкурой, благодаря чему, по представлениям аганских ненцев, ребенок сохраняет спину прямой. Он находится в колыбели до трех лет, после люльку убирают и хранят в лабазе. Если ребенок умирает, люльку оставляют на могилке. Для следующего ребенка делают новую люльку. Если ребенок растет здоровым, колыбель передают следующему младенцу.

Литература:

Головнёв А. В. Говорящие культуры. Екатеринбург, 1995.

Источники:

Полевые материалы ИИА УрО РАН на р. Аган под руководством Е. В. Переваловой. 2002.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта