gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000051.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Программа работы студии "ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БЕРЕСТЫ"

Технологии - Мастер-классы

Фолклорный клуб «Матица»


Программа работы студии
"ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БЕРЕСТЫ"

Руководитель Полежаев А.А.
Санкт-Петербург
1998



Содержание:


1. Пояснительная записка
Художественная обработка бересты представляет собой целый спектр направлений: плетение, резьба, тиснение, гравировка. Неизменными остаются методы и приёмы заготовления, хранения, обработки бересты.
Все берестяные изделия можно разделить на две группы:
- изделия, которые изготовлены из целого пласта бересты и обработаны сосновым корнем, лозой, деревом, росписью. Они наиболее просты по форме – кузовки, короба, туеса, набирушки для ягод, латки (широкие низкие посудины для хлеба)
- изделия плетёные из лент (лычек) самых разнообразных форм и назначений, от небольших затейлевых солоников до больших заплечных пестерей.
В наше время технологичесого прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности.
Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.
Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается.
Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений, ковриков, корзинок.
Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очешники, лапти).
Старшая группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее определённых навыков руботы с берестой (оплетение стеклянных предметов, игрушки, пестери, туеса).
Данная программа рассчитана на детей средней группы. В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуем знакомить детей с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с бумагой – за один и тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на её обработку.
Если же материал заготовлен, то после приобретения некоторых навыков плетения (закладка, звёздочка, коврик, корзиночка) нужно воспроизвести изделия из бересты. Перед этим проводится обучение обработки бересты.

2. Инструмент.
Для обработки бересты необходимо иметь:
- острые ножницы
- канцелярские скрепки/прищепки
- линейку
- карандаш
- коточик – деревянная или костяная палочка с расплюснутым концом
- шило
- нож для нарезки лент
- металлические шаблоны для нарезки лент различной ширины

Минимальные требования к инструменту – это первые три из перечисленных позиций. Работая на природе или в походе, где есть только ножницы и береста, можно заниматься плетением, поскольку вместо скрепок можно использовать прищепки из берёзовых веток, вырезав палочки длиной 4-7 см. с сучком на одном конце и расщепленную пополам на другом.

3. Обработка бересты
Первый этап обработки бересты – снятие верхнего тонкого белого слоя с коры о щероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Накезать материал (бересту или бумагу) возможно несколькими способами, в нашем обучении будем использовать только два из них – при помощи ножниц и с помощью ножа и линейки. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при плетении.

4. Заготовка бересты
Заготовлением бересты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочому слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того как Вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

5. Правила при заготовке бересты
Обязательно ученикам нужно объяснить то, что заготовлять бересту можно только в определённых участках леса. Для этого необходимо связаться в ближайшим лесничеством и получить разрешение на заготовку бересты. Ни в коем случае нельзя снимать кору с берёз, расположенных на территории города, парков, вблизи населённых пунктов (будь то деревня в три дома).

6. Хранение бересты
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позоляют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста снятая пластами укладывается между двух широких досок или фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Свежая береста обладает такими свойствами как гибкость, прочность, эластичность, водонепроницаемость, насыщенность цвета. Цвет в декоративном творчестве играет важную роль.
При художественной обработке бересты, как в живописи, рисунке и архитектуре необходимо соблюдение правил композици и пропорции изделия. Данная программа придерживается более традиционного направления работы с материалом. Но также обязательно проводить связь традиционного назначения изделия с современным использованием. Детей привлекает работа с берестой тем, что за короткий промежуток времени можно сделать своими руками интересные вещи, отличающиеся своей неповторимостью. И самое главное – показать результаты сврего труда окружающим.

7. Правила техники безопасности
1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.
2. Ношение и пользование инструментом:
а. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехлённом виде.
б. Применять инструмент только по назначению.
в. Вынос инструмента из кабинета запрещён.
г. Ответственность за рабочее состояние и хранение инструмента возлагается на учащихся.
д. За нарушение правил пользования инструментом учащийся освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное нарушение исключение из студии.
3. В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к руководителю. Руководитель обязан оказать первуюпомощь.
4. За нарушение общих правил техники безопасности – освобождение от занятий сроком до 2-х недель.

8. Вводное занятие
Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручнного материала мастерил всё что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение.
На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, - плетение из бересты (художественная обработка бересты).
Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и народ снова обращался к бересте – прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают, что удобно ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь – вода набирается, а когданогу поднимаешь – вода уходит.
Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижнийвенец сруба, чтобы в древесину не проникала влага (наглядый пример – церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского монастыря).
Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты).
Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом.
Известно, что береста обладает лечащими свойствами – берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.
На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, богато представлены берестяные изделия – очешники различных видов, портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.
Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении, обработке, инструменте.Рассказывается программа с показом изделий, правила техники безопасности и об участии в выставке в заключении года.

9. Занятие с показом слайдов «Роль и место бересты в жизни крестьян северного региона России на протяжении многих столетий»

Демонстрационный материал.
Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный материал (слайды) и диапроектор. Желательно отснять материал на природе – в поле, в лесу, на реке и т.п. В качестве тематики предлагаются следующие предметы:
- лапти
- корзины
- туеса
- солоники
- пестери
- дудки
- погремушки
- украшения

Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем перенестись в прошлые далёкие времена, в 16-17 век.
Северные земли России, не столь населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни.

Покос
- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»
- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»
Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро, идуших мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно, коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дороджный солоник с солью. По рассказу мастера Дружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика – карбаса.
Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко. Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу – тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде – туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно нести туесок не расплескав жидкости.
А что у крестьянина на нога ? – лапти. И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам не колко.

Посев
В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле – берут большие корзины для посева зерна – севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.

Лес
При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек.
После сбора в лесу ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.

Рыбалка
Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.

Строительство
Собирутся мужики всей деревней ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес – только сруб собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные пласты, защищая дом от влаги.

Хозяйство
- Обвивали треснувшую глиняную посуду
- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей)
- Веретеница для ниток и веретён
- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать

- Кипятили воду в посудине из пласта бересты
- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.
- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)

10. Программа занятий. 1 год обучения


Месяц
Кол-во часов
Содержание занятий
Октябрь
4 занятия


4
Вводное занятие. Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности.

4
Закладка в книгу. Изготовляется способом косого плетения. Используется 4-ре полосочки. Плетётся в два приёма.

4
Берегиня. Изготовляется способом косого плетения. Используется от 4-х до 6-ти лычек. Секрет мастерства – скрепление в оберег.

4
Браслет. Способ плетения петелькой. Используются 2-ве лычки. Секрет мастерства – скручивание в спираль.
Итого:
16 часов

Ноябрь
4 занятия


4
Звёздочка. Используется принцип «китайского узла». Изготавляется из 4-х лычек. Секрет мастерства – заплетение верхних лепесточков.

8
Украшение из звёздочек. Изготавляется из 4-х и более звёздочек. Секрет мастерства – аккуратное соединение меж собой.

4
Коврик. Изготавляется по принципу шахматной доски. Используется чётное количество полосочек. Прямое плетение
Итого:
16 часов

Декабрь
4 занятия


6
Солонка (край уголками). Изготавливается способом косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – заплетение углов основания.

4
Солонка (прямое завершение краёв). Изготавливается способом косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – заплетение края.

6
Бутылочка. Способ косого плетения. Изготавливается из 8-12 лычек. Секрет мастерства – завершение горлышка.
Итого:
16 часов

Январь
4 занятия


6
Бусы. Изготавливаются из отдельных бусинок. Секрет мастерства – составление украшения.

6
Корзинка. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление перевесла.

4
Солоник-сапожок. Способ косого плетения. Изготавливается из 6-ти лычек. Секрет мастерства – завершение горлышка.
Итого
16 часов

Февраль
4 занятия


8
Конфетница. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление ножек.

8
Шкатулка. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление крышки и украшения.
Итого:
16 часов

Март 4 занятия

4
Солоник-уточка. . Способ косого плетения. Изготавливается из 6-ти лычек. Секрет мастерства – заплетение хвостика.

6
Очешник с крышкой. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление крышки.

6
Очешник открытый. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – заплетение основания, узор.
Итого:
16 часов

Апрель
4 занятия


8
Лапти. Изготавливается из 4-х лычек. Секрет мастерства – заплетение носка.

8
Ступни. Изготавливается из 11-ти лычек. Секрет мастерства – заплетение каймы и пятки.
Итого:
16 часов

Май
4 занятия


16
Подготовка к отчётной выставке.
Итого:
16 часов

Июнь
8
Заготовка материала.



Итого:
136 часов


11. Программа занятий. 2 год обучения

Месяц
Кол-во часов
Содержание занятий
Октябрь 4 занятия

4

Ступни . Повторение пройденного на 1 ступени

материале (береста).

4

Латка (плоская посудина)- Изготавливается из двух

пластов бересты с прошиванием краев лентой. Секрет мастерства - повторение формы образца.

4

Браслет сложный. Изготавливается способом

сплетения обруча лентой бересты узкой по ширине. Различные варианты узора. Секрет мастерства -выбор пропорции изделия.

4

Чехол для инструмента. Изготавливается из пласта

бересты. Необходимый инструмент - шило. Размер выбирается исходя из размера инструмента (нож, ножницы, шило). Секрет мастерства - отсутствие расколов прошивки.
Итого:
16 часов

Ноябрь
4 занятия


4

Оберег сложный. Изготавливается аналогично

браслету сложному. Секрет мастерства - плотность оплетения, оберега.

6

Корзина. Изготавливается из одного толстого слоя

бересты. Секрет мастерства - изготовление и прикрепление ручки.

6

Конфетница. Изготавливается способом косого

плетения с произвольным завершения края. Размер 8*8. Секрет мастерства - плетение ножки.
Итого: 16 часов
Декабрь
4 занятия


2 Ложка, черпак. Изготавливаются из пласта и ветки березы. Секрет мастерства - закрепление прошивкой.

4
Подстаканник. Изготавливается из пласта бересты. Скрепление в цилиндр замком. Секрет мастерства -закрепление 2-го слоя и приплетение ручки.

8
Туес. Изготавливается из пласта с замочным скреплением. Прошивка верхнего и нижнего краев. Секрет мастерства - изготовление донца и крышки ( материал береста или дерево).

2
Святочные маски. Изготавливается при помощи прорезания из пласта. Секрет мастерства -неповторимость маски.
Январь
4 занятия

6

Кошелек. Изготавливается из пласта- Выбор

размера произвольный Секрет мастерства - подбор цветовых отношений материала.

4

Обложка для книги. Изготавливается из листа

бересты. Размер определяется по книге. Секрет мастерства -аккуратность прошивки.

6

Оплетение стеклянной бутылки. Способ косого

плетения. Размер определяется бутылкой. Секрет мастерства - плотное сплетение емкости.
Итого:
16 часов
Февраль
4 занятия


2

Оплетение зеркала. Изготавливается из пласта.

Размер произвольный. Секрет мастерства -изготовление крышки.

8

Пестерь-кузовок. Способ косого плетения. Размер

по выбору. Секрет мастерства - заплетение крышки.

6
Теснение на бересте- Производится при помощи набоек и молотка. Показ образцов. Объяснение символики теснения.
Итого:
16 часов
Март 4 занятия

16
Прорезная береста. Изготавливается при помощи ножа-резака. Показ образцов. Прорезь Архангельской и Вологодской областей.
Итого:
16 часов
Апрель
4 занятия


16
Роспись по бересте. Гуашь, кисти. История росписи различных центров Севера (Пермогорская^Уфпожская, Мезенская, Важская). Техника и приемы росписи. Демонстрация образцов.
Итого:
16 часов
Май
4 занятия



Подготовка к отчетной выставке. Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
Итого: 16 часов


Заготовка бересты.
Итого:
136 часов

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта