Мастер-класс. Берестяное солнышко. Изготовление прорезного туеска. Автор Гусев Евгений Александрович , г. Лысково Нижегородская область
Технологии - Мастер-классы |
Берестяное солнышко
Автор: Гусев Евгений Александрович, г. Лысково Нижегородская область, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Чудо
из прошлого
Туес – это довольно общее
название для берестяных сосудов, назначение которых было очень
разнообразным.
Для хранения муки и круп, а также для солений применялись объемные по
1-2 ведра
емкости, для кваса, молока, сметаны и меда – поменьше, ну и уж совсем
маленькие
туесочки выполняли роль солонок на крестьянских столах. Однако
технологически
как те, так и другие выполнялись почти одинаково.
Береста сама по себе очень
красивый материал. Человек с более или менее развитым чувством вкуса
всегда
найдет в нем свою прелесть. Созданные природой на внутренней стороне
бересты
черточки, бородавочки и вкрапления создают естественный неповторимый
рисунок, и
поэтому, даже не прибегая к дополнительным способам декоративного
украшения,
готовое изделие будет выглядеть очень привлекательным. Однако
постоянное
стремление человека к прекрасному заставляет его искать все более
изысканные
методы улучшения внешнего вида создаваемых им вещей. Мастерство
изготовления
берестяных изделий определило несколько видов декоративного оформления,
среди
которых наиболее распространенными являются:
—
художественная роспись.
Она характерна для туесов, изготовленных на Урале и прилегающих к нему
регионах,
и заключается в нанесении на уже готовое изделие масляными или
темперными
красками рисунков, выполненных, как правило, в стиле уральской росписи.
Однако
довольно часто встречаются образцы с хохломской, городецкой и другими
росписями, что говорит о том, что данный вид декоративного украшения
применялся
и в других местностях, хотя и не столь широко.
—
тиснение. Это способ
нанесения штампового орнамента или сюжетного рисунка на материале
посредством
специального инструмента. Чаще всего это чеканы, изготовленные из
металла или
твердых пород дерева, чертилки с тупыми отшлифованными концами и накаты
в виде
мелких шестерней, вправленных в металлические державки, которые
позволяют
наносить отметки на берестяные детали изделия до его сборки. Тиснение
наиболее
характерно для районов русского европейского Севера, хотя тоже
встречается
всюду.
—
следующий способ носит
название выскабливания. Он основан на том, что береста состоит и
множества
отделяющихся друг от друга слоев, и заключается в подрезании и
отделении от
основной массы материала отдельных частиц верхних двух-трех слоев.
Способ очень
примитивен и весьма трудоемок. Распространен у народов Западной Сибири,
Якутии
и в северных сибирских землях. Рисунок наносится на детали до сборки.
—
прорезная береста. Это,
пожалуй, самый трудоемкий, но и самый изысканный способ украшения
туеса. Он
распространен повсеместно, но наиболее часто применим в центральной
европейской
части России. Резьба производится специальными резцами-косяками и
пробойниками
по деталям изделия. Наибольший эффект достигается в сочетании с
элементами
мелкого тиснения среди резного узора, что в значительной степени
обогащает
общую картину рисунка.
Есть еще один вариант
художественной обработки туесков. Это оплетка по внешнему слою узкими
берестяными ленточками «по прямой» и «в косую», но это скорее способ
непосредственно изготовления предмета, нежели вид его украшения.
Моя задача рассказать здесь,
как можно изготовить небольшой туесок человеку, который мало знаком с
берестяным делом или не знаком с ним вообще. В первую очередь желаю
всем сразу
же подавить в себе нерешительность и призвать на вооружение
неторопливость,
аккуратность, усидчивость и терпение. С первого раза, может быть,
хорошо и не
получиться, но когда вы сошьете для себя третий туесок, его уже не
стыдно будет
поставить на стол, ну а пятый вы уже смело можете дарить своим близким
родным и
знакомым. И уверяю вас, выйдет так, что о лучшем подарке они просто и
мечтать
не могли.
Пусть это будет у нас урок
для «чайников», но делать мы будем туесок, украшенный прорезной
берестой.
Научившись делать его, вы без труда изготовите вещь с другим видом
украшения.
Подготовка
материала
И еще. При заготовке
материала с наступлением сезона за берестой необходимо постоянное
слежение.
Каждое лето береза ведет себя неодинаково. В один год береста начинает
созревать сначала на высоких местах, а затем в низинах, а на другой –
наоборот.
Также нужно все время иметь в виду, что продолжительная жара может
привести к
стремительному вызреванию бересты, и она в очень короткие сроки
присохнет к
стволу, оставив вас без качественного сырья на долгий зимний период до
следующего лета.
Снимать бересту нужно только
с живого дерева и не переживать о том, что оно погибнет. Конечно,
береза
какое-то время будет болеть, но скоро место, с которого убрана береста,
закроется грубой шероховатой корой, и она будет жить дальше своей
полноценной
жизнью. Однако чтобы уменьшить страдания дерева, я рекомендую не делать
при
съеме коры слишком глубоких надрезов, стараясь не повредить древесину.
И, сняв
бересту, попросите у дерева прощения. В конце концов, если вы уж очень
сердобольны по отношению к природе, то обратитесь в ближайшее
лесничество и
попросите указать вам места предстоящего планового лесоповала, и я
уверен, что
никто вам в этом не откажет.
Для мастера-берестянщика
нужно отметить одну особенность. Береста, переходя в процессе снятия ее
с
дерева из коры в материал для поделок, меняет название своей
поверхности. Та,
белая, покрытая легким меловым налетом, которая на стволе находилась
снаружи, в
заготовках деталях и изделии будет называться внутренней или
изнаночной. И,
наоборот, цветная, более устойчивая к механическим и прочим
воздействиям при
соприкосновении с руками, водой и продуктами и, которая на дереве была
обращена
к стволу, – внешней или лицевой. Это общее правило при работе с
берестой, и
менять его не стоит, ибо все справочные материалы и руководства по
берестяному
промыслу используют именно эту терминологию.
При выборе бересты для
изготовления туеса необходимо чувственное понимание материала. Взяв в
руки
заготовку для детали, вы уже должны себе четко представлять, каким
будет
готовое изделие. Цвет, поверхность и структура бересты должны
подсказать вам,
какой узор будет наиболее эффектно смотреться на туесе. Но это чуть
позднее, а
в первую очередь нужно сделать раскрой заготовок. Начинающему мастеру я
всегда
советую начинать работу с изготовления предмета среднего размера, так
как
сборку укрупненных и более мелких изделий выполнять несколько труднее.
Наиболее
оптимальной высоту туеса в связи с этим следует считать равной
Туесок, украшенный прорезным
орнаментом или рисунком, как правило, состоит из пяти деталей. Первая
из них,
самая главная и демонстрирующая вид готового изделия – это так
называемая
рубашка. Для нее необходим самый качественный материал, чаще всего это
июньская
ярко желтая солнечного цвета береста, мягкая и эластичная. Именно на
рубашке
вырезается узорное украшение изделия.
Вторая деталь – подкладка,
напротив, выкраивается из поздней августовской бересты темного
коричневого
цвета. Просвечивая через прорезной узор на ярко-желтом фоне, подкладка
очень
эффектно контрастирует в рисунке.
Третья деталь – внутренняя стенка
туеска, которая внешне не видна на изделии, поэтому для нее можно
использовать
менее качественную бересту с дефектами и изъянами, но не потерявшую
своих
полезных природных свойств.
Кроме этих трех деталей нам
потребуются еще две узкие полоски, ширину которых мы определим чуть
позже.
Отобранную для раскроя
деталей бересту нужно освободить от белого мелового слоя, используя для
этого
тупой нож с закругленным концом. Далее, при необходимости расслаивая,
нужно
довести толщину бересты для рубашки и внутренней стенки до оптимальной
толщины,
это приблизительно 0,5 –
На листе, приготовленном для
рубашки, выбираем участок с наиболее чистой поверхностью и выкраиваем
из него
заготовку по ширине и длине. Тем же порядком, но с меньшими
требованиями к
чистоте отрезаем заготовки для подкладки и внутренней стенки.
Сформируем их по
длине для начала одинаковыми, и детали для дальнейшей работы
готовы.
Нанесение
узора
Прорезной узор на туесе – это плод фантазии и творчества мастера, как художника. Он может представлять собой орнамент в виде традиционных национальных мотивов, незамысловатый или наоборот, достаточно хитросплетенный абстрактный вензель, часто используется растительная, сказочная и былинная тематика создаваемых сюжетных рисунков. Возможности для работы в этом плане неограниченные. У творческого человека всегда найдется что-нибудь новое, несущее свежую струю в уже существующую, накопленную веками базу примеров и образцов декорирования берестяных изделий. Но здесь, же я хочу сказать и о том, что совсем не нужно стыдиться создавать точные копии орнаментов и рисунков со старинных, попавших вам в руки или просто на глаза изделий. Это будет не низкое слизывание чужого труда, а благородный с вашей стороны поступок, призванный сохранить уже забытый, почти погибший вариант человеческого творения. Пусть вам может даже не понравиться тот или иной рисунок, но если вы его никогда раньше не встречали, попробуйте его воспроизвести еще раз своими руками, чтобы он не умер, а, наоборот, благодаря вашим стараниям оставался жить вечно уже в вашем изделии.
Классический стиль
прорезной бересты представлен рисунком или орнаментом, основу которых
составляет слой бересты, являющийся наружным. Другими словами, главная
тема
узора оказывается размещенной на рубашке туеска, а подкладка всего лишь
составляет фон. Я постарался вложить в этот стиль свои понятия и
называю его
позитивным, так как образность рисунка просматривается именно на первом
плане.
Создавать такой узор трудно и долго, а главное ответственно, так как
необходимо
предусмотреть все связки на рисунке, чтобы не получилось при резьбе
выпадения
отдельных элементов. Если это случится, то работа сразу на нескольких
предшествующих этапах будет загублена, сюжет испорчен, а сама вещь
безвозвратно
утеряна.
Узор при позитивном стиле
сначала рисуется карандашом на плотной бумаге, выкроенной по размеру
той
области рисунка, которую вы определили на рубашке и отметили рамкой.
Затем,
после тщательного изучения во избежание упомянутых ошибок, уже готовый
эскиз
нужно с помощью узкого скотча укрепить на бересте в своих границах. Той
же чертилкой
обводите рисунок, продавливая бумагу, и тем самым переводите эскиз на
бересту.
Все. Уберите бумагу, отклеивая скотч от бересты, тем более что это
делается
абсолютно без следа. Осталось только вырезать, медленно и очень
аккуратно.
Пример варианта прорезной бересты, выполненного в классическом
позитивном стиле,
показан на рис. 2.
Для первого урока я рекомендую от классического позитивного стиля пока отказаться. Здесь нужно все-таки приобрести хотя бы небольшой опыт. А для начала познакомимся с более простым, как я его назвал, негативным стилем прорезной бересты. Для него не надо разрабатывать четкий проверенный эскиз и переводить рисунок на бересту через бумагу. Узор вырезается сразу по материалу, в лучшем случае с натуры по предварительному наброску, и не требует особого контроля по связкам. Фоном здесь служит наоборот рубашка, а тема рисунка заключена в подкладке (рис. 3).
Резьба ведется с помощью специальных резцов-косяков, а также пробойников различных форм в виде трубочек, листиков, капелек и прочих. Все они очень не сложны в изготовлении и не требуют особых легированных сортов стали. Простой косяк можно за несколько минут на наждаке сделать из обломка обыкновенного ножовочного полотна по металлу, а на пробойники пойдут отходы тонкостенных трубочек, концы которых можно фигурно деформировать и заточить им края. Для пробивания отверстий в бересте пробойниками неплохо иметь маленькую киянку из твердого дерева, например дуба. Она не будет разбивать затылочную часть пробойника и надолго сохранит инструмент в рабочем состоянии.
Чтобы
легче велась
резьба, и резко не садился инструмент, под заготовку необходимо
подложить либо
доску из мягкого сорта дерева, например липовую, либо подобрать
какой-то
другой, может быть даже синтетический материал. Неплохо ведет себя
толстый
плотный линолеум, часто используемый при производстве школьных досок.
При
пробивании отверстий под бересту подкладывается торцовым концом обрезок
толстой
доски или спил ствола дерева. Инструмент так сохраняется надолго и
редко
требует правки. Работу нужно делать неторопливо, начиная с левого конца
заготовки и постепенно заполняя резьбой всю плоскость подготовленного
под узор
материала. Когда все резные элементы будут закончены, можно внимательно
посмотреть
на рисунок и добавить к нему мелкое тиснение в виде точек, штрихов и
мелкого
наката. В большинстве случаев лишним это не бывает.
При массовом изготовлении туесов чаще всего сначала изготовляются шаблоны, которые служат для разметки будущего замка, а затем он вырезается сам. Если вы намерены сделать всего несколько туесков, то не стоить мудрить с шаблоном, а просто геометрически рассчитать и наметить на бересте линии, по которым потом вырезать нужный вам замок. Есть очень простой для начинающих тип замка, который строится только прямыми линиями, а шов после замыкания представляет собой красивый строгий зигзагообразный след. Кстати сказать, имея довольно большой опыт работы с берестой, я до сих пор использую в своей практике именно этот замок. Главное здесь не ошибиться в разметке и не перепутать направляющие, запирающие элементы, чтобы избежать возникающих при монтаже искажений и перекосов. Каждому элементу должно четко соответствовать свое место на материале. Схема этого замка проста и показана на рис. 4.
Размеры подходят к выбранному нами образцу. Для того, чтобы на замке образовался запор, нужно вырезать лишний материал из детали только с одной стороны, как показано на рис. 5, после чего там образуются зубцы в виде стрелок.
Их для замыкания нужно осторожно ввести в оставленные на другой стороне треугольники, запуская с внешней плоскости бересты внутрь. Следите за тем, чтобы при недостаточной эластичности материала у вас не нарушился зацеп на стрелке. Это может существенно ослабить всю конструкцию будущего туеска, хоть и не погубит его окончательно. После того, как вы все это сделали, расправьте получившееся кольцо изнутри и посмотрите, все ли элементы замка встали на свои места. Имейте в виду, что запертый один раз замок уже будет очень трудно раскрыть, для того, чтобы исправить какое-то упущение, поэтому перед замыканием еще раз внимательно проверьте рубашку, и убедитесь, что вы ничего не забыли добавить к своему рисунку. Свернутая и запертая замком в кольцо рубашка уже представляет собой первый внешний слой туеска (рис. 6).
Ну и последнее, что нужно сделать на этом этапе, это установить внутреннюю стенку будущего туеска. Достаньте третью, отложенную накануне заготовку, и вставьте ее в рубашку точно так же, как это делали с подкладкой. Определите нахлестнутую по концам друг на друга поверхность и отметьте ее карандашом. При этой операции заготовку лучше и проще примерять белой стороной внутрь кольца, получится точнее, а уже при окончательном монтаже вы установите ее как положено, то есть белой меловой поверхностью к подкладке. Вновь вынув заготовку, линейкой определите размер нахлестнутой поверхности и разделите его пополам. С каждого края отмерьте расстояние, равное полученному результату, отметьте его на бересте и по угольнику проведите вертикальные линии через всю ширину заготовки. За их границей по краям у вас будет располагаться замок для внутренней стенки туеса. Он значительно проще того, который вы соорудили на рубашке, и представляет собой несколько встречно направленных вырезов и лепестков.
Количество как тех, так и других может быть разное, но оптимально для нашего размера должно быть три лепестка и два выреза с одной стороны материала и два лепестка и три выреза с другой. С правой или с левой стороны должно быть это сочетание – не имеет значения. Главное, чтобы при смыкании лепестки одной стороны точно зашли в вырезы другой до самого основания, а стенка состыковалась в виде прямой вертикальной линии. Поскольку вы определились с числом лепестков и вырезов, то по проведенным вами вертикальным линиям разделите ширину детали на пять равных частей и вырежьте замок, как показано на рис.7. Длину лепестков, если они вдруг оказались великоватыми, можно произвольно укоротить простым обрезанием ножницами. Для нашего туеска оптимально они должны быть равными 2-
Еще
одно важное замечание:
шов замка внутренней стенки по понятным причинам должен быть расположен
напротив шва замка рубашки. От этого зависит прочность, внешний вид и
герметичность туеска.
После
установки выравняйте
края и слегка растяните получившийся цилиндр изнутри, чтобы его стенки
как
можно плотнее прилегли друг к другу.
Обшивка
туеска
Теперь, когда стенки нашей
посудины уже полностью смонтированы, можно приступить к
укреплению
верхней и нижней кромок туеска. Для этого у вас уже приготовлены две
полоски
бересты, выкроенные из темного материала. Как вы вероятно уже
догадались, цвет
здесь выбран исключительно для создания цветовой комбинации. Толщина
полоски должна
быть достаточной, чтобы жестко зафиксировать верх и низ туеска по
окружности.
Часто эти их называют союзками, но этот термин, видимо, случайно
«заплыл» в
берестяной промысел из обувного ремесла, так что не будем давать ему у
нас
приживаться, а назовем их просто поясками. Они должны быть пришиты к
кромкам
туеска. Эту операцию выполняют разными видами материалов. Ими могут
быть корни
хвойных деревьев, лоза, липовое лыко и даже конский волос, но мы не
будем
упражняться в разнообразии вяжущих средств и приготовим для этого
простую
берестяную ленточку. Ее нарезают из мягкой, эластичной, но достаточно
крепкой
бересты шириной 6 –
Полоска
прикладывается к одной из кромок туеска левой стороной непосредственно
на шов
рубашки и фиксируется двумя-тремя деревянными бельевыми прищепками по
всей
окружности. Прищепки выбираются с крепкими пружинами и именно
деревянные, так
как всевозможные пластмассовые и пластиковые для этих целей, как
правило, не
годятся. Они слабы, малы и очень неудобны. Если прищепок под рукой не
найдется,
можно изготовить зажимы из деревянных палочек, расщепив их примерно до
середины. Такие зажимы часто используют для плетения изделий из
берестяной
ленты.
Для пришивания полоски к стенкам применяется короткое плоское шильце, ширина пера которого близка к ширине приготовленной ленточки. Особенностью этого инструмента является то, что рабочая часть шильца выполняет не только колющую, но и режущую функцию, поэтому «жало» должно быть заточено по бокам обоюдоостро.
Сшивать
начинают, отступив от левого края полоски около
И еще одно замечание по шву. Формируя его по окружности, можно накладывать ленточку строго вертикально сверху вниз, тогда шов будет прямой. А можно делать это же, но с наклоном влево, и весь рисунок шва будет чуть скошен. Начинающему мастеру я и рекомендую именно второй метод, как наиболее удобный. Ленточка здесь ложится на плоскость как бы сама собой, без перегибов и деформации – это раз, а во вторых имейте в виду всегда то, что косой рисунок, орнамент или в данном случае шов всегда скрывает наши огрехи и скрадывает незначительные ошибки. По крайней мере, они не так резко бросаются в глаза. При прямом шве ошибок делать нельзя – они будут заметны сразу.
Само
собой разумеется, что одной ленточки, чтобы завершить обшивку кромки
вам будет
недостаточно. Ведь даже самая длинная, изготовленная из пласта бересты
будет в
пределах 40-
При сшивании нужно следить за тем, чтобы ленточка шла в отверстие одной плоскостью по всей длине и случайно не перевивалась, так как в подавляющем большинстве случаев вернуть ее обратно у вас не получится. Ленточка не возвращается назад и неминуемо оборвется. Таковы уж свойства бересты.
Наиболее ответственным становится момент на стадии завершения обшивки кромки, когда окончание шва нужно состыковать с его началом. Здесь может создаться сразу несколько проблемных ситуаций, которые, впрочем, просто разрешаются. Во-первых, ширина ленточки к окончанию обшивки может вдруг оказаться немерной, то есть при наложении ее на наружную стенку в виде последнего шва она будет или узкой или слишком широкой. В любом случае оставшийся не заплетенный кончик ленточки необходимо заузить, обрезав чуть-чуть материал с одного края ножницами до нужного размера. Завершить работу придется либо только одним швом, либо сделать еще один дополнительный в зависимости от конкретно возникшей ситуации. Во-вторых, часто случается, что в конце у вас не совпадает очередность ступенек, другими словами, последний шов оказывается на одном уровне с первым. Не беда! Сделайте последний прокол в бересте между верхней и нижней ступеньками, создав тем самым в общей цепочке единственный трехступенчатый шов. Общим порядком обшивки здесь придется пренебречь, но заметить вашу хитрость сможет только тот, кто задастся именно этой целью. Для остальных этот ход будет незаметен, тем более, что вы заканчиваете обшивку на тыльной замковой стороне туеска.
Заканчивается шов просто. Шилом в нижней части слегка раздается сделанный ранее прокол для первого шва, в него вводится ленточка и подтягивается. При этом нужно слегка удерживать кончик, оставленный вами в самом начале шитья. Когда колечко из ленточки над кромкой станет совсем узким, осторожно резаком удалите выступающий кончик заподлицо с поверхностью пояска и закончите шов, удерживая его начало пальцем уже изнутри (рис. 10).
Донце
и крышка туеска
Для
начала нужно определить внутренний диаметр смонтированной вами
берестяной, так
называемой трубы в той ее части, которая будет у вас низом туеска. Не
перепутайте его с верхом, чтобы не перевернуть узор. Смешно звучит, но
в
азартном желании скорее закончить свой шедевр это у начинающих мастеров
бывает
очень часто. Диаметр здесь скорее не вымеряется, а прикидывается с
точностью до
1 –
Перед установкой дна в туесок не следует распаривать нижнюю часть трубы в кипятке, как это делается при изготовлении выворотного туеса из сколотня. Наша модель выполняется из пластовой бересты и для хранения жидких продуктов мало пригодна, но, тем не менее, максимальной точности подгонки деревянных и берестяных составляющих друг к другу нужно добиваться.
Вставляется донышко в туесок сверху под углом и нижней кромкой по одной из сторон сразу же садится на основание шва изнутри, а дальше с помощью деревянного брусочка и киянки аккуратно забивается до конца. Входить на свое место оно должно умеренно туго, для того чтобы обеспечить достаточную плотность прилегания к стенкам туеска и в то же время не разорвать их. Если почувствуете, что деталь великовата – рисковать не стоит. Лучше ее вынуть и, слегка обработав края наждаком на крупнозернистом камне по всей длине окружности, повторить операцию.
Крышку вырезают так же, как и донце, но материал здесь нужно взять толщиной 8 –Теперь осталось прикрепить к крышке ручку. Даже в имеющемся довольно скудном архиве руководств по берестяному промыслу описываются несколько различных вариантов изготовления ручек. Чаще всего это берестяные или деревянные дужки, за которые при применении несложных замков сосуд можно переносить, удерживая в руке. Иногда в специальные отверстия в распор вставляется ивовый или черемуховый прут. Мне попадались туески, в качестве ручек у которых были приспособлены оригинальные сучки и корни. Обойдитесь пока без фантазий и укрепите на крышке несложное сооружение из обрезка ивовой, липовой или кленовой палочки и той же бересты. Это надежно, удобно и прочно. К тому же за несколько минут можно сделать ремонт частью отслуживших свой век деталей ручки.
Миллиметров
по 8 – 9 в обе стороны от замеченной накануне шилом середины крышки
четко вдоль
волокон дерева карандашом проводим прямую линию. Общая длина ее, как вы
уже
сосчитали, составит где-то 1,6 –
После
того, как вы завершили эту операцию, осталось только закрепить бересту.
Для
этого острым длинным шилом на уровне нижней плоскости крышки двойной
слой
берестяной полоски слегка прокалывается в двух местах на расстоянии 2,5
–
Установите крышку на место и любуйтесь своим изделием. Откройте ее снова, и изнутри вам ярко засветит ласковое берестяное солнышко.
Все сыпучие продукты без исключения можете держать в этой уникальной посудине, а если хорошо постараетесь с донышком и плотно подгоните его к месту – смело наливайте в туесок свежий пахучий мед и от бересты он еще больше обогатится лесными ароматами.
< Предыдущая | Следующая > |
---|